Возвращение к цвету
Пожарище Великой Отечественной обратило творческие замыслы в пепел. «Кощунственно писать, когда идёт война. Я не мыслю жизнь серой, тусклой. Мои представления о солнце, о тёплой земле заставляли изображать светло-жёлто-оранжевую землю и синие от голубого неба тени. А во время войны всё посерело. С трудом я возвращался к солнцу», – делится художник пережитым. Но в конце концов «вышел на цвет». Подобно камертону, цвет определяет душевный настрой творца: на смену суровому стилю пришли светлые тона, всё затеплилось импрессионизмом в середине 1950-х годов, когда в стране наступила политическая оттепель.
Супруга, дети нуждались в целебном воздухе, напоенном горами и морем, и Алупка показалась поистине райским местом. Просторный дом на полвека стал «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья». Причём труды отражались не только на холсте. Вспомнив отцовские наставления, Басов смастерил своими руками мебель, охотно занимался небольшим садиком. И каждый день в кругу родных и близких по духу людей приносил «неповторимость радости». Вот одна из многих: «Совершился кругооборот земного чуда: зацвёл миндаль».
МНЕНИЕ
Современные крымские художники, которые достойно продолжают творческие традиции:
Николай Дудченко, имеющий широкий круг творческих интересов: от философских религиозных циклов, пейзажа настроения до психологических портретов, инсталляций, метафизических абстракций и книжной графики.
Елена Молчанова рисует пейзажи родного полуострова и портреты, гармонично вписанные в природную среду.
Александр Смирнов – неизменным вниманием посетителей выставок пользуются его сезонные натюрморты, изображения виноградников и весеннего Крыма.
Игорь Шипилин, братья Сергей и Игорь Поздеевы, Александр Шабадей, Эдуард Кулиш, Рамазан Усеинов и другие.
Поэт акварели
Главным героем произведений певца Тавриды стала природа в её непрерывном движении. В поисках мыслей и чувств художник изъездил весь полуостров. Гора, которую венчает пещерный город Мангуп, открыла ему «пластическое решение всего Крыма». «Тополиные симфонии» зазвучали в синих далях предгорья. А вот Керчь в его сознании обрела колер «обожжённой глины: всё говорит о древности, о пережитом, о судьбе, уготованной этому месту». Совершенно неожиданно восприятие Севастополя: «Как будто крепость, но так не хочется суровости, драмы. Солнечная нежность обливает белые стены». Удивительные эмоции подарил Бахчисарай: полуденное марево делает призрачными очертания домиков, размыкает узкое пространство ущелья, где пытается спрятаться город.
Виды различных уголков волшебного края создают стойкое ощущение, что там, за листом акварели, существует иной – недоступный глазу мир. Недосказанность, присущая картинам Басова, предлагает зрителю войти в состояние пейзажа, вжиться в него, домыслить то, о чём умолчал автор.
Нет комментариев