«Когда мы учились в школе, никаких психологов и в помине не было, и ничего! А теперь взяли моду – чуть что, сразу к психологу направлять!» – возмущаются одни. «Как хорошо, что в школе теперь есть педагоги-психологи, скольких проблем они помогают избежать нам и нашим детям! Жаль, что в нашем детстве такого не было!» – радуются другие родители. Проблема в том, что работа школьного педагога-психолога подобна айсбергу – большая её часть скрыта от посторонних глаз. Поэтому педагог-психолог в школе – явление сегодня хоть и нередкое, но всё равно не очень понятное. Как с ним взаимодействовать, в каких случаях к нему обращаться, да и надо ли?
Так уж сложилось у нас в стране, в основном в педагоге-психологе видят критика, а не помощника, родители с предубеждением и даже опаской относятся к его деятельности.
Такое отношение в корне неверно. Педагог-психолог в школе всегда работает с триадой: педагог, ученик, родители. Его задача – помогать преодолевать все неминуемые трудности образовательного процесса. И тестирование далеко не самая важная часть его деятельности. Нормативными документами за педагогом-психологом закреплена, обязанность заниматься диагностической, просветительской, консультативной, коррекционной, развивающей, психопрофилактической работой.
К сожалению, практика обращения за помощью к своему школьному педагогу-психологу ещё достаточно мала: кто-то не знает о подобной возможности, кто-то не доверяет психологической службе, кто-то не верит, что помощь в их ситуации реальна, кто-то надеется, что проблема «сама рассосётся со временем».
При каких же обстоятельствах желательно обращаться к педагогу-психологу? Родители нередко признаются, что у них нет однозначного ответа на вопрос: надо или не надо им обращаться. На мой взгляд, если есть возможность, то лучше сходить на приём к школьному педагогу-психологу, поговорить с ним о своём ребёнке. Даже если никаких особых проблем и не существует. Как говорится, «дешевле профилактики ничего нет». К сожалению, часто родители приходят к педагогу-психологу, когда проблема уже стоит очень остро. Например, ребёнок отказывается ходить в школу или у него «полный завал с учёбой». Мой вам совет: не стоит дожидаться обострения, есть множество признаков в поведении ребёнка, которые должны насторожить родителей.
Вам пора обратиться за помощью педагога-психолога, если:
ребёнок ведёт себя необычным образом;
резко ухудшилась его успеваемость;
он стал агрессивен, грубит;
наблюдаются невротические проявления (тики, заикание);
малыш часто плачет без очевидной причины.
Кроме того, на ребёнка сильно влияют некоторые события в семье – переезд, рождение братика или сестрички, развод родителей, длительная командировка кого-то из родных, госпитализация самого малыша или кого-то из близких, болезнь или гибель домашнего любимца. Все эти ситуации – тоже серьёзный повод обратиться к школьному педагогу-психологу.
К сожалению, до сих пор многие родители воспринимают обращение к педагогу-психологу как крайнюю меру – они как бы расписываются в собственном бессилии. Естественно, и их дети воспринимают общение с этим специалистом как подтверждение собственной ущербности и несостоятельности. Но мы же не комплексуем из-за того, что нам приходится держаться за перила на крутой лестнице?!
Всё, что говорит педагог-психолог, носит рекомендательный характер. Психолог – советчик, а не судья. Его задача не учить, не воспитывать, а помогать, подсказывать. Не стоит надеяться, что само по себе обращение к педагогу-психологу поможет решить какие-либо проблемы. Это только первый шаг на пути к этому. Далее предстоит совместная, иногда долгая и кропотливая работа, требующая терпения и понимания, а также деятельности всех участников образовательного процесса: педагога, ученика, родителей.
Бывают ситуации, в которых школьный педагог-психолог не может помочь. Точнее, его участия недостаточно. Речь идёт о ситуациях, когда нужны занятия с другими специалистами – психоневрологом, дефектологом, логопедом. Если у ребёнка проблемы в усвоении школьной программы, проблемы поведения, нужна более точная диагностика, то на помощь приходят специалисты психологического Центра диагностики и консультирования.
Сложные ситуации в семье (например, затяжной конфликт между членами семьи, семья на грани распада, после развода или пережившая трагедию) также с трудом подлежат коррекции школьным педагогом-психологом. Иногда педагог-психолог может порекомендовать родителям сводить ребёнка на обследование к тому или иному специалисту. Не стоит этого пугаться: ведь цель – не найти какие-то отклонения у ребёнка, а, наоборот, раз и навсегда исключить наличие органических нарушений. Если же какие-то отклонения будут обнаружены, то своевременно начатая коррекция позволяет достигнуть лучших результатов чем когда «время уже упущено».
Психологическая служба нашей школы очень многогранна и интересна, в своей работе не только провожу классические тесты, и методики, провожу более новые , интересные и усовершенствованные формы работы с детками, это метафорические карты, цветной песок, сказкотерапия и многое другое.
В любом случае не проходите мимо кабинета школьного педагога-психолога: он вас всегда выслушает и посоветует, какие дальнейшие шаги надо предпринять.
Педагог -психолог Гавриш Наталья Вахтанговна
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев