С. А. Есенин (1895 - 1925).
Сегодня мы вспомним любимого многими поэта Сергея Александровича Есенина.
Сергей Александрович родился в селе Константинове Рязанской губернии 21 сентября (3 октября) 1895 года. С двух лет он был отдан на воспитание деду по материнской линии, большому знатоку церковных книг. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Они доводились Сергею дядьями. Сергей потом писал: «Дядья мои были ребята озорные и от-чаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя — дядя Саша — брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками и, пока не захлебывался, он все кричал: „Эх! Стерва! Ну, куда ты гонишься?.." „Стерва" у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах».
У Есенина было замечательное, настоящее, золотое детство. И юность была яркая — с множеством стихов, с влюбленностями, с мечтами. Мне кажется, что никто в русской поэзии не писал так пронзительно об ушедшей молодости, как Есенин. Об этом вообще мало писали великие поэты. У Есенина это одна из основных тем. Но, может быть, острота боли и нежности поэта происходит еще и от наложившегося интуитивного ощущения, что не только «отзвучавшие в сумрак» года молодости уходят, но сама Россия уходит. Такая Россия, которой никогда уже больше не будет. Как и молодости.
Тогда же ведь и знаменитый художник Корин задумывал свое полотно «Русь уходящая».
В 1912 году поэт переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в университете Шанявского. Впервые стихи Сергея появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 году он уехал в Петроград, познакомился там с Блоком, Городецким, Клюевым. Он был восторженно принят литературной средой тогдашней столицы — как посланец русской деревни, русских полей. Слава к нему пришла быстро. В 1916 году вышел первый сборник Есенина — «Радуница».
Известная писательница Зинаида Гиппиус в своей первой рецензии на стихи Есенина в апреле 1915 года писала: « Перед нами худощавый девятнадцатилетний парень, желто-волосый и скромный, с весёлыми глазами. Он приехал из Рязанской губернии в «Питер» недели две тому назад, прямо с вокзала отправился к Блоку, - думал к Сергею Городецкому, да потерял адрес.
В Питере ему все были незнакомы, разве что раньше «стишки посылал». Теперь сам их привёз, сколько было, и принялся раздавать «просящим», а просящих оказалось порядочно, потому что утончённо – утомлённые литераторы знают, где раки зимуют, поняли, что новый рязанский поэт - действительно поэт…»
Сергей Городецкий вспоминал: «Стихи он принёс завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой –то праздник песни. Мы целовались, и Сергунька опять читал стихи. Но не меньше, чем прочесть свои стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страда-ния»…
Короткое время Сергей служил в царской армии. «В годы революции, — писал он, — был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». В 1919–1921 годах Есенин много путешествовал — Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым. В 1922–1923 годах вместе с женой, знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. По возвращении стал часто наведываться в родное Константиново. Опять уезжал — в Грузию, в Азербайджан, работал там над «Анной Снегиной», написал «Персидские мотивы».
В предисловии к первому посмертному собранию сочинений С. Есенина (1926г.) А. К. Воронский вспоминал: «В Баку за несколько месяцев до своей смерти на дружеской вечеринке Есенин читал персидские стихи («Персидские мотивы»). Среди других их слушал тюркский собиратель и исполнитель народных песен старик Джабар. У него было иссечённое морщинами – шрамами лицо, он пел таким высоким голосом, что прижимал к щеке ладонь правой руки, а песни его были древни, как горы Кавказа, фатальны и безотрадны своей восточной тоской и печалью. Он ни слова не знал по – русски. Он спокойно и бесстрастно смотрел на поэта и только шевелил в ритм стиха сухими губами. Когда Есенин окончил чтение, Джабар поднялся и сказал по – тюркски, как отец говорит сыну: « Я – старик. 35 лет я собираю и пою песни моего народа. Я поклоняюсь пророку, но больше пророка я поклоняюсь поэту: он открывает всегда новое, неведомое и недоступное пока многим. Я не понимаю, что ты читал нам, но я почувствовал и узнал, что ты большой, очень большой поэт. Прими от старика поэта преклонение перед высоким даром твоим».
Эмиль Кроткий автор юмористических стихов и афоризмов вспоминал: « Свои стихи читал чёрт знает до чего хорошо! Верно потому, что волновался читая. Пальцы в кулак сжимал при этом с такой силой, что ногти в ладонь вонзались. После чтения, бывало, на руке всегда ссадина. Помню, показывал: - Видишь?»
А вот как описывает чтение Есенина литератор Иван Евдокимов: «...Понемногу звуки вырастали, исчезала начальная хрипотца — и строфа за строфой лились жарко, хмельно, страстно.
Я слушал лучших наших артистов, исполнявших стихи Есенина, но, конечно, никто из них даже примерно не передавал той внутренней и музыкальной силы, какая была в чтении самого поэта.
Никто не умел извлекать из его стихов нужные интонации, никому так не пела та подспудная непередаваемая музыка, какую создавал Есенин, читая свои произведения».
В своей статье «Живопись словом» Роман Гуль пишет: «… Есенинское творчество органическое, почти бессознательное. Он не ушёл от истока поэзии – песни. Есенин поёт. Маяков-ский пишет. Идя улицей нельзя напевать Маяковского. А Есе-нина можно петь гуляя, работая, колоть дрова и петь!
У Есенина «цвет» доведён до необычайной, в глаза бьющей яркости. Он ворожит цветами. Образы его по краскам удивительны… Живопись в дружбе с органической песенностью.
Поэтический штандарт (штандарт – полковое знамя в кавалерийских частях) – сине – голубой с золотом. Это любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения. И в этих цветах я издавал бы все его книги… Синим цветом залито всё. И всегда он в отделке с золотом звёзд, зорь, заката, золотых осин.
… У Есенина на «цвете» построено всё. Часто «цветом», а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов. Вчитывайтесь в краски, идите за Есениным, раскрашивая стих, - убедитесь сами».
В книге «Дневник моих встреч» Ю. Н. Анненков пишет: «Распространённое мнение о том, будто Есенин был поэтом, произведения которого слагались сами собой, без труда, без кройки, совершенно не верно. Я видел его черновики, зачёркнутые, перечёркнутые, полные помарок и поправок, и если строй его поэзии производит впечатление стихийности, то это лишь секрет его дара и его техники, о которой он очень заботился».
Из воспоминаний Эмиля Кроткого: « Книг у него не водилось. Гоголь, Батюшков… и – обчёлся. Остальное свои стихи.
Гоголя любил, о Пушкине говорил с раздражением, как о живом. Даже в плагиате уличал:
- Наводнение – то в «Медном всаднике» у Батюшкова ведь списал! Не веришь?
И тащит том батюшковской прозы.
Совпадение действительно почти точное.
На эстраде был косноязычен (не в стихах, конечно). В жизни разговаривал очень хорошо. Пустых мест в его разговоре не было. Образностью не кокетничал. Нет – нет да и обронит меткое словцо.
О понравившейся ему женщине, помню, сказал:
- Я о неё, Миша, поцарапался…
Царапины эти у него скоро заживали.
В июле 1917 года Сергей познакомился с красавицей Зинаидой Райх, бурный роман закончился официальным браком, в котором родилось двое детей - Татьяна Сергеевна (1918–1992) и Константин Сергеевич (1920-1986). В дальнейшем Зинаида вышла замуж за известного режиссера - В. Э. Мейерхольда, который усыновил ее детей от брака с Есениным.
Зинаиде Райх, Есенин посвятил стихотворение «Письмо к женщине».
Литературное наследие Есенина невелико по объему, но разнообразно по жанрам. Здесь лирические стихотворения, поэмы, рассказы, повесть, критические статьи, В каждом из этих жанров Есенин показал себя оригинальным художником, но наиболее ярко и полно его самобытный талант проявился в лирике.
После смерти поэта Алексей Толстой сказал: «Умер великий национальный поэт… Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами… Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину».
Один из самых влиятельных большевистских вождей Н. И. Бухарин посвятил поэзии Есенина целую брошюру— «Злые заметки» (1927 г.). «Есенин талантлив?» — спрашивал Бухарин. И сам же отвечал: «Конечно, да... Есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей. И всё-таки в целом есенинщина — это отвратительная напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами... Причудливая смесь из „кобелей", икон... религии и хулиганства... „любви" к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к женщине, бессильных потуг на „широкий размах" (в очень узких четырёх стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до „принципиальной" высоты... — вот что такое есенинщина... Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого „национального характера": мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни...».
Это высказывание сыграло роковую роль в посмертной судьбе Есенина. Сочувственные голоса стали затихать, а потоки брани увеличиваться. Вплоть до «оттепели» Есенина издавали редко, и преимущественно одни и те же стихи. Многие стихотворения и даже целые циклы распространялись в основном в рукописных копиях.
Из воспоминаний Сергея Городецкого: « … Есенин был единственный из современных поэтов, который подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких иных ценностей в жизни, кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого. В этом смысле он был не только последним поэтом деревни, но и последним эстетом ушедшей эпохи».
Лучшие стихи Есенина запечатлели духовную красоту русского человека. Его ёмкие ошеломляющие образы — почти всегда настоящее художественное открытие.
На стихи Есенина, тончайшего лирика, волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам, написано много песен, некоторые из них по сути стали народными — «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Отговорила роща золотая…», «Клен ты мой опавший…», «Мы теперь уходим понемногу…». Великий композитор Георгий Свиридов написал на стихи Есенина свой знаменитый цикл «Отчалившая Русь».
В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Сергей Есенин ушел из жизни.
Дети Сергея Есенина:
Еще в 1913 году, в возрасте 18 лет Сергей Есенин познакомился с Изрядновой Анной Романовной (1891-1946), которая стала первой, гражданской супругой поэта. От этого, недолго продлившегося брака у Сергея Есенина родился сын Юрий.
13 августа 1937 года Юрий Есенин был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.
Дети от Зинаиды Райх:
Татьяна Сергеевна (1918—1992), журналист и литературовед, с молодых лет жила и работала в Ташкенте, где и похоронена.
Сын Константин был инженер-строитель, работал в организациях Главмосстроя и Госстроя РСФСР. С 1955 года сотрудничал со спортивными газетами. Выдающийся советский спортивный журналист и статистик, специалист по футболу.
Участник Великой Отечественной войны, кавалер трёх орденов Красной Звезды.
Скончался 26 апреля 1986 года в Москве. Похоронен на 17-м участке Ваганьковского кладбища в Москве, недалеко от могилы отца.
В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. 12 мая 1924 года в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин Александр - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). А.Есенин-Вольпин - один из создателей (вместе с Сахаровым) Комитета прав человека. Он прожил долгую жизнь и умер в 92 года в Бостоне, в марте 2016 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев