Янтарная комната входила в число парадных залов Екатерининского дворца и справедливо считалась одним из чудес света. Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается А. Шлютер — архитектор прусского королевского двора, занимавший эту должность с 1б99 года.
В процессе перестройки королевского дворца в Берлине для Фридриха I у А. Шлютера возникает идея использовать в отделке одной из дворцовых комнат янтарь — материал, ранее не применявшийся в оформлении интерьеров. Осуществлению замысла помогло то, что в дворцовых кладовых хранилась большая коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в XVII веке немецкими мастерами.
Для работы с янтарем архитектор пригласил из Копенгагена Г. Вольфрама, придворного мастера датского короля Фридриха IV. В апреле 1701 года Г. Вольфрам приезжает в Берлин и приступает к работе. Однако осуществить задуманный проект удается лишь наполовину, т. к. вскоре А. Шлютер был отстранен от работ и покинул Берлин. Придворным архитектором прусского короля становится швед Э. фон Гете. Отношения с янтарным мастером у него не складываются, и Г. Вольфрама тоже отстраняют от заказа. По новому замыслу короля янтарный кабинет решено устроить в замке Шарлоттенбург, куда перевозятся уже готовые янтарные детали. В 1707 году договор на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами — Г. Турау и Э. Шахтом. Этот этап создания янтарной комнаты длится около пяти лет.
После смерти Фридриха I (1713) работы по изготовлению кабинета прекращаются. Новому прусскому королю Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным: все янтарные архитектурные детали были отвезены в Берлинский Цейхгауз и преданы забвению. Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры.
В 1716 году по дороге во Францию русский царь встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберне, недалеко от Берлина. Вскоре Петр I получает в качестве дипломатического подарка вместе с яхтой «Либурника» янтарный кабинет (через два года он посылает ответный подарок — 55 гренадеров и кубок собственной работы). Отправкой янтарного кабинета в Россию руководил русский посланник при прусском дворе граф А. Головкин: 18 ящиков с янтарем были погружены на 8 телег и отправлены сначала в Кенигсберг, а затем в Мемель, пробыв в пути 6 недель. В январе 1717 года по поручению Петра I обер-гофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны П. Бестужев-Рюмин встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда - в Петербург. В Санкт-Петербурге приняли и распаковали ящики согласно берлинской инструкции, но собрать кабинет не смогли, и янтарь отнесли во флигель Летнего дворца.
При вступлении на престол, императрица Елизавета Петровна решила использовать забытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции — нового Зимнего дворца и поручила этим заняться обер-архитектору Ф.-Б. Растрелли. Для починки и исправления янтарных деталей в феврале 1743 года пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако для украшения интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватало, поэтому Ф.-Б. Растрелли использовал зеркальные пилястры и расписал дополнительные панно «под янтарь». В 1745 году Фридрих II дарит императрице Елизавете Петровне еще одну раму, исполненную по проекту А. Рейха: в ее декоре использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.
Собранная в 174б году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя в ходе реконструкции Зимнего дворца ее приходилось переносить с места на место.
Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация: в 1833,1865,1893-1897 годах. В 1933 - 1935-х годах небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.
В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их как другие музейные экспонаты в глубь страны, а произвести консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в город Пушкин, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсберского музея под № 200 было записано, что комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка.
Директор музея А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсбергского музея. Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната. В 1944 году, при отступлении немцев панно снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов. В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. Кедринского.
Янтарная комната была открыта для посетителей в 1980 году в числе пяти залов Парадной анфилады Ф.-Б. Растрелли. Тогда были выполнены живописный плафон и верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», воссоздан наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, были затянуты холстом. В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, созданные реставраторами ООО «Царскосельская Янтарная мастерская». В 1996 году воссоздана флорентийская мозаика «Зрение» и в настоящее время завершается работа над созданием второй мозаики - «Осязание и обоняние». В 1997 году поставлено на место первое из 8 больших (3,6 х 1,34) панно; близки к завершению еще 2 больших и 4 узких панно.
Работы над воссозданием уникального Янтарного кабинета продолжается.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев