Крупнейшее в СССР по числу жертв столкновение самолётов в воздухе, в мире — второе, а среди столкновений самолётов вообще — третье произошло 11 августа 1979 года: в небе Украины над Днепродзержинском столкнулись два самолёта Ту-134А "Аэрофлота", в результате чего погибли все находившиеся в них 178 человек, в том числе 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор».
Один самолёт летел по маршруту Челябинск — Воронеж — Кишинёв, второй — Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск.
На высоте 8 400 м Ту-134 с командой "Пахтакор" на борту под углом 95° врезался в летящий в Кишинёв самолёт, концом правой плоскости длиной 2,5 метра разрубил верхнюю часть кабины и начало пассажирского салона, убив сразу всех пилотов второго самолёта, а у него самого оторвало часть крыла, обломки которого полетели в его же правый двигатель. Первый самолёт от удара развернуло вправо, а второй — влево, после чего авиалайнеры столкнулись хвостами, при этом второй левым двигателем снёс первому киль, а ему самому оторвало правое крыло. Один борт разрушился в воздухе сразу на несколько частей. Пилоты самолёта с командой футболистов на борту, который потерял хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей, пытались совершить аварийную посадку, но на высоте 4 км авиалайнер потерял управление и, перейдя в пике, рухнул на землю и полностью разрушился.
В соответствии с официальным заключением, причиной столкновения послужил неправильный расчёт траекторий движения двух транспортных средств, а также недопонимание между диспетчерами и пилотами, возникшее в результате помех радиосвязи. Кроме того, были выявлены нарушения регламента работы наземных служб.
Следует отметить, что в тот день диспетчером на самом трудном Юго-Западном секторе Харьковского РЦ ЕС УВД был 20-летний стажёр. Его, а также старшего, который должен был контролировать его работу, приговорили к 15 годам лишения свободы. Владимир Сумской отбыл в тюрьме 6,5 года, после чего в 1986 году был выпущен на свободу за хорошее поведение. По данным на 2005 год, он проживал в Харькове[11]. Жуковский, по утверждению бывшего футболиста «Пахтакора» Тулягана Исакова, «отсидел срок и умер своей смертью»
Об авиакатастрофе долго не сообщалось: в Советском Союзе принято было трубить только об успехах. В номер популярного в те времена спортивного издания "Футбол — Хоккей", вышедшего через два дня после катастрофы, без каких-либо пояснений не был внесен результат матча "Динамо" (Минск) — "Пахтакор". Просто "не было матча — нет и результата". Лишь во вторник в белорусских и молдавских республиканских газетах, а разбившиеся борта относились соответственно к минскому и кишинёвскому авиаотрядам, появились одинаковые соболезнования, а в ташкентском сообщении была строка о том, что в числе погибших — "ряд членов футбольной команды "Пахтакор".
В центральных СМИ отмалчивались неделю, и только 18 августа "Советский спорт" поместил заметку ТАСС о прошедших в Ташкенте похоронах.
Я в этот день летел на АН-24 в Казань и командир сообщил эту скорбную весть . К сожалению в то время дисциплина в ГА была не на высоте ( рос парк и количество маршрутов ) из за поступления массы молодых специалистов и отсутствия должного контроля со стороны руководства . При мне так же произошла посадка с включенным стояночным тормозом Кишеневского ТУ-134 в Уфе ( сгорел - 1 жертва). А по АН -2 в неделю обязательно приходили сводки по катастрофам и предпосылкам во многом по вине личного состава
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 5