«Се́вер-2» — советские аэросани, разработанные в 1959 году ОКБ Камова. Выпускались на авиационном заводе «Прогресс» (город Арсеньев, Приморский край).
Не так давно в блоге одного из своих авто я выложил рассказ о путешествии в центральный музей ВВС. Самым интересным моментом было обнаружить там уцелевший экземпляр аэросаней Север-2 на базе Победы.
Интерес к этому экземпляру, так сказать модификации Победы – у меня был давно. Информации по нему мало было всегда. Я был уверен — эти машины должны были остаться в музеях нашей страны, но предполагал, что ближе к месту их применения… Так же были мысли, что остались еще образцы на складах или ангарах необъятных просторов нашей Родины… Но увы… Всевозможные поиски живых экземпляров (не только через Интеренет) – приводят к мысли, что в живых остался всего один экземпляр, да и тот в весьма плачевном состоянии… Как удалось выяснить в монинский музей аэросани прибыли из КБ Яковлева еще в далеком 1968 году, видимо именно это объясняет почему данный образец скорее экспериментальная конструкция, нежели серийно изготовленный аппарат.
Несмотря на то, что данный экземпляр частично разукомплектован и не дает полного представления о серийных «Северах», машина, несомненно, представляет ценность – так как других образцов похоже просто нет или почти нет…
Как это не странно из всех ресурсов, только на Драйве – удалось узнать, что есть еще один экземпляр и находится он в Якутске, но по состоянию — это не цельных агрегат, а останки ржавого кузова, найденные практически на свалке. Подтвердить или опровергнуть эту информацию – не удалось.Зато удалось найти много информации, что многочисленные экземпляры «Северов» гнили на открытом воздухе в местах былых точек хранения и эксплуатации и похоже стали добычей любителей чермета… Сейчас есть люди – кто ещё их ищет, но похоже уже поздно…
Маркетинг пятидесятых
Вернемся же к конкретному экземпляру… Многие да же по фото смогли заметить очень поверхностную реставрацию… Как же так? Это же не просто автомобиль (да же не совсем автомобиль), а один из многочисленных свидетельств неординарности конструкторского мышления середины прошлого века! Это наша история! Наша страна, как ее не назови… «Победа» вообще является неотъемлемой частью истории нашей страны… Но а столь странных ее мутациях, многие и не знают…
Стал разбираться, оказывается этот экземпляр, без малого 50 лет храниться в монинском музее. Вдумайтесь – почти пол века! Сменилось не одно поколение людей, работников музея, сменилась эпоха и да же страна… А «отреставрировали» — правильнее сказать – привели в более-менее приличный вид – совсем недавно – это и объясняет, что я не встречал их в этом музее ранее. До этого сани выкатываются из ангара только в Дни открытых дверей, вручную на колесном шасси, на котором сани и прибыли в музей.
Вероятно, на этом шасси — проводились испытания летом, а возможно и просто перемещали сани по КБ. Точной информации нет и скорее всего уже не будет…
Рассказом о проблемах восстановления – я был мягко говоря поражен, цитирую: «больше всего хлопот доставил, конечно, двигатель. К примеру, раздобыть отсутствующие свечи оказалось не так-то просто: цилиндров — девять, на каждом по две свечи, итого — 18 свечей стоимостью под тысячу рублей каждая. Лампочки для БАНО на 28 вольт — тоже проблема. И так со всеми мелочами…». Для человека, в чьей крови течет бензин, для тех кто свободное время проводит в гараже, а премию тратит на ништяки для авто – такой монолог сворачивает уши в трубочку;) Ну а судя по качеству покраски – проблем с реставрацией кузова у них естественно не было и быть не могло… А потом, ну почему синий цвет? Где аутентичность? Про отсутствие кучи мелочевки я вообще молчу, но где передние крылья? Которые можно лицезреть на всех архивных фотографиях. Ну объясните мне – зачем нужно было обслуживать двигатель на экспонате, который не покидает бокс музея, не лучше бы было сделать уклон на внешний вид?
Опять же работники музея сетовали на отсутствии информации, по конструкции и компоновки. Но как так то? Я не говорю, что можно написать официальные письма в архив и вполне возможно найти кучу информации, так как машина не военная и грифа секретности на ней быть просто не может, а все скрываемые решения конструкции и отдельных узлов, если и были – уже давно утратили свою силу.
Но и без архивных данных, я смог найти точное описание конструкции, что осталось от Победы, а что и от какой авиации взято. Знаете где? Есть такой не сильно популярный журнал: Моделист конструктор». Думаю, есть люди кто знаком с ним. Он выпускается с 1962года по сей день и они написали о Северах еще в 1979 году.
К слову — это единственный именно рисунок, а не фото саней, который удалось найти;)А потом неоднократно перепечатывали эту информацию, немного дополняли… там есть и чертежи подвески, и рулевого управления, и полные чертежи общего вида, разрезов, салона и т.д. А так же в силу особенности журнала – есть полное описание, как и что собрано и какие конструкции применены…Перепечатывать данную информацию не вижу смысла (тем более это запрещено и блоку моего рассказа за это я точно не хотел бы), все эти журналы есть в открытом бесплатном доступе в Интернете (например номера: 12 за 79год и 3 за 13год).
Приведу лишь некоторые иллюстрации для затравки интереса:
Интересным фактом замечу: что на музейном экспонате есть шильда на крыле:
На архивных фотках — такой шильды я не встречал (лишь обозначение север краской на двигателе и то очень редко), но вот уже на отреставрированном экземпляре эти шильды так и не поставили.
Неужели потеряли? Вот здесь: если кому интересно есть короткое видео, в каких условиях реставрировали этот экземпляр…
Продолжать можно долго, но лучше под итожу: здесь на драйве, есть много ребят кто восстанавливает не самые редкие, но для каждого по отдельности ценные авто. Восстанавливает не жалея себя, время, деньги и силы. А «Север-2» — это пример, когда целая страна не может решить маленькую проблему по сохранению частички своей истории… Навеяло песенку: «Кто спасет нас с тобой… Если не мы…» P.S.: к работникам музея и тем более волонтерам, которые занимались реставрацией — у меня вопросом и претензий нет, уверен они еще и свои деньги могли потратить лишь бы сделать хоть что-то… Уверен проблема в финансировании и вот именно к нему — вопросы есть, но согласно правил, об этом здесь говорить не станем… Ну и немного о назначении и характеристиках аэросаней «Север-2», разработанных в 1959 году ОКБ Камова.
Выпускались они на авиационном заводе «Прогресс» (город Арсеньев, Приморский край).
Хранение саней
Основное их назначение: регулярные почтовые рейсы в районах Сибири, Дальнего Востока России и Казахстана. Википедия приводит как назначение — и пассажирские перевозки — хотя лично у меня это вызывает сомнения.
Первый дрэг на санях;)
Средний сезонный пробег аэросаней на почтовых линиях составил от 12 до 15 тыс. км на каждую машину при средней скорости движения на самых сложных зимних трассах 30—35 км/ч. Согласитесь не мало, для столь необычного, да же не побоюсь этого слова — экзотичного транспорта.
А ведь маршруты аэросаней проходили по глубокому целинному снегу, торосистому льду, им приходилось работать при морозах, достигавших —50—55° (По другим источникам — температура была несколько ниже).
Салон
Вместо заключения: ведь где-то может стоит полу разобранный разворованный и брошенный «Север» и ждет своего часа или участи, но хочется все же надеяться, что часа… Думал: ведь вполне возможно купить обычную «Победу» и… и это будет уже другая история… </i>P.s.: текст полностью оригинальный, за исключением технических характеристик, многие факты подчеркнуты из Интернета и журналов "МоделистКонструктор", фотографии в большинстве из тех же источников и личного архива.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
— советский полководец и государственный деятель, Маршал Советского Союза (1940), дважды Герой Советского Союза (1940, 1965), кавалер ордена «Победа» (1945). Народный комиссар обороны СССР (май 1940 — июль 1941),
Как Тургенев в певицу влюбился... почти исторический анекдот
«Он жалок ужасно. Страдает морально так, как может страдать только человек с его воображением» (С) Лев Толстой
22 октября 1843 года в Каменном театре давали "Севильского цирюльника". Пела приехавшая в Санкт-Петербург итальянская труппа. На сцене появилась Розина — Полина Виардо, и по залу разочарованно прошелестело: "Некрасива...". Но раздались звуки знаменитой каватины "Una voce poco fa"…, и ошеломлённый зал замер, а потом не смог сдержать восхищения, так хороша была Виардо: роскошный голос, мягкий богатый тембр, великолепные верхи. Бесконечные овации...
9 самых популярных памятников архитектуры, которые поначалу считали уродливыми
Оказывается, когда-то признанные архитектурные памятники подвергались гонениям. Вспоминай об этом, в который раз ругая новый бизнес-центр в форме креветки.
Яков Серебрянский. Главный диверсант страны Советов, убитый ею
30 марта 1956 г. в Бутырской тюрьме на допросе у следователя Военной прокуратуры СССР генерал-майора юридической службы Цареградского от сердечного приступа скончался один из организаторов советской внешней разведки Яков Исаакович Серебрянский, трижды становившийся за время своей чекистской деятельности узником Лубянки. Не выдержало сердце даже видавшего виды разведчика-нелегала, имя которого в 20-30-е годы было покрыто легендами в чекистской среде. И сегодня фамилию Серебрянский можно увидеть среди семидесяти имен лучших сотрудников внешней разведки за всю ее историю, занесенных на Мемориальную доску Службы внешней разведки Ро
В августе 1941 года произошли события, которые повлияли на ход боевых действий на всём советско-германском фронте, но до настоящего времени служат источником многочисленных мифов и легенд. При этом налёты советской авиации на Берлин в августе-сентябре 1941 года хорошо задокументированы с немецкой стороны, чего нельзя сказать об аналогичных операциях советской авиации дальнего действия в 1942 и 1943 годах. Попробуем разобраться с некоторыми из устойчивых заблуждений. В нашу задачу не входит хроникальное изложение событий, мы лишь остановимся на тех моментах, которые, по-нашему мнению, не получили достаточного освещения в литературе или относительно которых авторы имеют
Как граф-эмигрант вернул советской власти в 225 миллионов франков
История о том, как граф-эмигрант вернул советской власти в 225 миллионов франков знаменита... Но вспомнить о ней не помешает. Граф сделал много и для Российской империи и для СССР. Кроме того он связан с возникновением Суворовских училищ в СССР и возвращением погон в советскую армию.
В начале сороковых годов прошлого века в нашей стране был создан первый отечественный промежуточный патрон 7,62х39 мм. Этот боеприпас был принят на вооружение в 1943 году и вскоре привел к появлению массы новых образцов оружия. В частности, удалось завершить формирование требований к автоматам и приступить к их разработке. Первый отечественный автомат под первый промежуточный патрон был разработан конструктором А.И. Судаевым. При этом всего за несколько лет оружейник представил целый ряд образцов такого оружия, отличавшихся друг от друга различными особенностями конструкции. Несмотря на имевшиеся различия, все эти разработки известны под о
13 сентября 1923 года, родилась Зоя Космодемьянская,
которой суждено было стать первой женщиной — Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Ее имя разнеслось по всем фронтам, а после войны его знал, наверное, каждый советский человек.
Нет комментариев