В период Великой Отечественной войны мина АМГ применялась авиацией флотов в ходе боевых действий на всех морских театрах и была единственной авиационной якорной миной.
14 июня 1941 г., за неделю до начала Великой Отечественной войны, А.Б. Гейро вылетел во главе комиссии по испытаниям усовершенствованных образцов мин на Черноморский флот, в Феодосию, Крым. В ночь на 22 июня германские самолеты забросали черноморские фарватеры донными неконтактными минами. Некоторые мины упали на берег. 22 июня кап.1 ранга Гейро прибывает в Севастополь. Здесь ему впервые пришлось столкнуться с сильным противником по специальности – в Севастополе он разоружил немецкую морскую мину.
Испытания новых мин прекращаются, и Абрам Борисович по указанию командования включается в организационную и техническую работу по приготовлению мин для постановки силами Черноморского флота, разработке мер и средств борьбы с неконтактными минами противника на фарватерах и в гаванях Севастополя, других портов Черного моря. Однако, уже в июле 1941 г., А.Б. Гейро откомандировывается в Москву в распоряжение Минно-торпедного управления ВМФ (МТУ ВМФ). После этого, он занимается проблемами организации производства минного оружия на заводах страны и обучения личного состава арсеналов и складов обращению с новыми образцами минного и трального оружия, поступающими от промышленности.
В ноябре 1941 г. А.Б. Гейро получает приказание отправиться в Архангельск, в Беломорскую военную флотилию, где возникла проблема ликвидации минной опасности на фарватере Северной Двины в зимних условиях (до ледостава мины не успели вытралить). Средств для борьбы с неконтактными минами, находящимися подо льдом, нет – их нужно создавать. Под руководством Гейро силами флотилии были созданы электромагнитный и акустический тралы с приспособлениями, обеспечивающими возможность траления неконтактных мин со льда. Техническое решение этих тралов определялось имевшимися под рукой средствами. Электромагнитный трал представлял собой соленоид (катушка с проводом) на санях, соединенный фидером с передвижной электростанцией (дизель-генератор), размещенной на платформе вездехода (он же выполнял роль буксировщика трала). Фидер и буксир размещались на лыжах, обеспечивая возможность передвижения всей системы по льду. Использовались также и «полуторки», при этом двери снимались, чтобы водитель успел выпрыгнуть из кабины при взрыве мины и проломе льда под машиной. Акустический трал представлял собой акустический излучатель, который с помощью подъемного механизма, смонтированного на платформе вездехода, мог опускаться в прорубь. Питание излучателя, а также подъемного механизма и вращающейся пилы (для проделывания проруби во льду) осуществлялось от подвижной электростанции, смонтированной на другом вездеходе.
Эти тралы успешно использовались для боевого траления со льда не только Беломорской военной флотилией, но и другими флотами, в частности, Балтийским флотом, как в годы войны, так и в послевоенное время.
На Беломорской военной флотилии А.Б. Гейро находится до марта 1942 г., участвуя в боевом тралении созданными им ледовыми тралами. Попутно ему приходиться заняться проблемой обрыва минрепа якорных мин, поставленных в заграждение, что привело к опасности судоходству от плавающих мин. Он изучает причины частых обрывов минрепа якорных мин и разрабатывает комплекс мероприятий по повышению срока службы этого важного элемента якорных мин.
В марте 1942 г. А.Б. Гейро направляют в Мурманск, в распоряжение Минно-торпедного отдела флота (МТО СФ). На Северном флоте разворачивались работы по тралению и разминированию попавших на берег мин. А.Б. Гейро возглавил группу минеров, задачей которой было разоружение этих мин. Группа состояла из 3 человек: он сам, инженер-капитан 3 ранга Федоров Н.Г. (минер - преподаватель СКУКС, впоследствии контр-адмирал, начальник НИМТИ) и старшина команда. Этой командой было разоружено 102 морские мины, большая часть которых была обнаружена на полуострове Рыбачий. Естественно, что «первую скрипку» при проведении работ с минами играл сам Гейро, беря на себя самые трудные и опасные операции. Работать приходилось в весьма неблагоприятных условиях. Так, одну из мин пришлось разоружать на «ничейной» земле под огнем противника.
Работы по разоружению неприятельских мин имели важное значение для выработки мер и создания тральных средств для борьбы с этими минами.
Неконтактные взрыватели всех разоруженных мин противника были исследованы в специальной научно-исследовательской лаборатории минно-торпедной испытательной партии (МТИП) МТО СФ, организованной А.Б. Гейро. Полученные данные позволили спроектировать и изготовить в мастерских Северного флота неконтактные тралы, которые успешно использовались для траления неконтактных мин на коммуникациях. Данные о параметрах неконтактных взрывателей мин были переданы также в промышленность для использования при разработке серийных неконтактных тралов для ВМФ.
До августа 1942 г., пока Гейро находился на Северном флоте, он, в ходе работ по разоружению мин и тралению, обучил многих местных минеров сложной и опасной работе с минами противника. В августе 1942 г. решением ГКО СССР А.Б. Гейро возвращается к исполнению своих обязанностей Главного инженера ЦКБ-36. По исполняемой должности он руководит всеми новейшими разработками и испытаниями минного и трального оружия, поступающего на вооружение ВМФ. В 1944 г. постановлением ГКО СССР ЦКБ-36 реорганизуется в научно-исследовательский минно-торпедный институт (НИИ-400 МСП). Капитан 1 ранга-инженер Гейро А.Б. назначается Главным инженером этого института, с оставлением в кадрах ВМФ. Он принимает самое непосредственное участие в реорганизационных мероприятиях, стремясь обеспечить максимальную эффективность функционирования новой организации.
В конце 1945 г. А.Б. Гейро назначают старшим преподавателем кафедры Минного оружия ВМА кораблестроения и вооружения (ВМАКВ им. А.Н. Крылова). Но уже в апреле 1946 Абрама Борисовича вновь назначают главным инженером в НИМТИ. С января 1949 по декабря 1950 А.Б. Гейро – Заместитель начальника НИМТИ по научно-исследовательской работе. На этой должности он остается до декабря 1950 г. В этот период Гейро руководит всеми новейшими разработками минного, торпедного и трального оружия, осуществляющимися в институте. Он, в частности, первым высказал идею самонаводящейся в двух плоскостях торпеды.
Нет комментариев