U-9: как маленькая старая подлодка за час потопила три броненосца.
Одним из самых знаменательных и, если это слово вообще применимо к войне, курьезных событий Первой мировой стал поход немецкой подлодки U-9 в самом начале войны, в сентябре 1914 года.
Тогда командующий германским Флотом Северного моря получил телеграмму следующего содержания: «Идет усиленная переброска войск в Остенде. Помешать им было бы важно для сухопутного генштаба. Прошу обсудить возможность посылки одной подлодки, несмотря на трудности кораблевождения».
Под «трудностями кораблевождения» подразумевался жесточайший шторм, бушевавший в эти дни в Северном море. А выполнение миссии было возложено на лодку U-9, для которой этот боевой поход был первым. Это была по всем статьям устаревшая подлодка, даже в надводном положении не способная развивать скорость выше 11 узлов (20 км/ч) и несущая на борту лишь шесть торпед.
Поход лодки был очень тяжелым: из-за сильнейшей качки пользоваться компасом было невозможно, и ориентироваться приходилось по береговой линии. 21 сентября лодка попыталась залечь на дно, чтобы дать передышку экипажу, нуждавшемуся в отдыхе, но ее продолжало бить о грунт, и U-9 вынуждена была продолжить плавание.
В ночь на 22 сентября ветер стих, и экипаж лодки заметил буквально в одном километре от себя группу неопознанных кораблей с потушенными огнями. Из предосторожности командир подлодки Отто Веддинген отдал приказ о погружении, и U-9 отошла на запад. Однако на рассвете лодка вынуждена была вновь всплыть для зарядки аккумуляторов, которые почти полностью разрядились за ночь.
Внезапно вахтенный офицер сообщил о поднимающейся из-за горизонта мачте военного корабля и густых клубах дыма. Веддинген отдал приказ погрузиться на перископную глубину и идти на сближение. Вскоре можно было различить три четырехтрубных корабля. Это были броненосные крейсеры «Кресси», «Абукир» и «Хог» водоизмещением 12 тыс. тонн каждый (примерно в 23,5 раза больше, чем у U-9), длиной в 144 метра и способные развивать скорость в два раза выше, чем немецкая подлодка. Интересно, что сам Веддинген ошибся и принял их за крейсеры типа «Бирмингем», значительно меньшие, чем «Кресси», «Абукир» и «Хог». Крейсеры были корабельным дозором, установленным британцами в августе 1914 года во время переброски экспедиционного корпуса во Францию.
Между тем корабли приблизились к U-9 на расстояние 500 метров, и тогда Веддинген отдал приказ выпустить по «Абукиру» торпеду и немедленно погрузиться на глубину. Выждав какое-то время, капитан приказал всплыть и с удивлением увидел в перископ заваливающийся на бок «Абукир» и множество людей за бортом. Крейсер затонул в течение 25 минут, а для спасения его экипажа к месту крушения подошел «Хог», который застопорил ход, чтобы спустить на воду шлюпки. Тогда Веддинген отдал приказ о запуске сразу двух торпед, на этот раз уже с расстояния в 350 метров. «Хогу» понадобилось еще меньше времени, чтобы уйти на дно – через 10 минут крейсер исчез под поверхностью воды.
U-9 топит "Абукир" и "Хог". Открытка:
Нет комментариев