Фильтр
Будни казанского музыканта в 1935 году: танго, табачный дым и тусовки до утра
Прочитали занятный фрагмент из мемуаров учёного и скрипача Евгения Бусыгина. О том, как он работал в ресторане «Казанское подворье». Сегодня это дом № 9 по улице Баумана. В декабре 1935 года я устроился работать в оркестр Театра юного зрителя. В нём я оставался не дольше месяца: прельщённый обещанным значительным заработком, подрядился играть в небольшой камерный оркестр из восьми человек в ресторане «Казанское подворье» (сейчас ресторан «Казань»), Ресторан оставался тогда от крытым до четырёх часов утра. Наша работа начиналась с одиннадцати вечера. Играли русские и татарские народные песни, фокстроты, танго, вальсы, различные песни по заказу слушателей и за особую плату. Я не помню, какое получал вознаграждение, но оно значительно превышало зарплату механика свечно-стеаринового завода. Работа в ресторане была для меня сложной. Находиться всю ночь в табачном дыму (я в то время не курил), видеть пьяные физиономии, нередко ссоры и драки, возвращаться домой ежедневно около пяти часов утра
Будни казанского музыканта в 1935 году: танго, табачный дым и тусовки до утра
Показать еще
  • Класс
Бунтовщики — новый эпизод аудиосериала. Откуда казанцы узнавали новости, что пели и зачем гудели в смутные дни Первой революции?
17 октября 1905 года император Николай II выпустил манифест о даровании народу свобод. В столице поднимали тосты, а в далёкой Казани всё ещё бушевала Первая русская революция. Рабочие, студенты, семинаристы, казаки, черносотенцы вышли на улицы. Из нового эпизода вы узнаете, что происходило в центре Казани в ту осень. Зачем рабочие гудели в типографиях, где собирались бунтовщики, за что юнкера получили благодарность и пирожные от начальства. Аудиосериал «Силуэты старой Казани» основан на одноимённой книге 1936 года. Её написал журналист Иван Андреев на основе своих воспоминаний и рассказов старожилов. Текст ранее не публиковался. Слушать главу можно на Яндекс Музыке, Apple Podcasts и других стримингах. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить следующий эпизод. Этот эпизод подойдёт для прогулки по улице Кремлёвской от главного здания Казанского университета (ул. Кремлёвская, 18) в сторону Духовной семинарии (ул. Кремлёвская, 4). Именно в этой части города в октябре 1905 года про
Бунтовщики — новый эпизод аудиосериала. Откуда казанцы узнавали новости, что пели и зачем гудели в смутные дни Первой революции?
Показать еще
  • Класс
Скульптор из Берлина — звезда Казанского цирка
Цирк у нас сегодня ассоциируется с дрессированными животными и гимнастами. А в начале XX века жители Казани больше всего любили смотреть цирковую борьбу. На другие номера могли и не ходить. Вот, например, из мемуаров Игоря Сатонина. Его отец в 1930-е годы был заместителем начальника в строительном тресте. В Казань приезжали борцы, выступают ежедневно несколько недель в цирке. Всё второе отделение — французская борьба. В старом Казанском цирке по кругу над рядами партера были ложи, а выше ряды-ряды вверх. Так на весь сезон французской борьбы отец с друзьями занимали ложу и каждый вечер ездили на второе отделение. Иногда брали меня. Помню, какой ужас меня охватил от дикого рёва и аплодисментов зрителей. Пауль Банак победил Циклона — такие имена были у борцов. Пауль Банак — изящный стройный, а Циклон — туша. Запомнил я эти имена. Мы поискали. Пауль Вильгельмович Банак родился в 1904 году в Берлине. А карьеру борца сделал в Смоленском цирке, выходил на арену с Иваном Поддубным. Как пишет е
Скульптор из Берлина — звезда Казанского цирка
Показать еще
  • Класс
На страже казанского капрома
Мы в Кроте очень ценим казанский капиталистический романтизм — архитектуру 2000-х годов. Ведь это самый народный постмодернизм, выражение чаяний простых миллионеров от сохи, коллаж из учебника по мировой художественной культуре, в которым попало всё самое дорогое российскому сердцу. Особенно мы любим «New Готику» — ЖК на улице Касаткина. На первый взгляд это типичный для Казани «татар бозар» — грёзы о Париже на развалинах Булгара. Но почему «готика»? Фасад украшает эркер с квадратной полуколонной. Именно этот элемент роднит дом на Касаткина со средневековой фортификацией. Так в домах знати и крепостях оформляли туалеты. Обычно нечистоты из эркера падали в реку, ров или на головы вражеской армии. Но иногда к нему пристраивали каменную трубу для большей аккуратности. А в больших рыцарских замках уборную выносили за стену в отдельную башню. Её называли данскер или просто «Золотая башня». В общем, перестаём морщить носики на современную архитектуру! И отправляемся исследовать.
На страже казанского капрома
Показать еще
  • Класс
Новый бесплатный аудиогид по старинному казанскому парку
Проект «Околотки на перемотке» и Дирекция парков и скверов Казани выпустили совместный эпизод аудиогида. Новый выпуск посвящен парку «Черное озеро» Эпизод «Сказ о Чёрном озере, белой арке и старинном парке» расскажет о судьбе древних озёр, «Шиповой дыре» и домах-кораблях. Слушатели узнают, откуда в парке взялись слоны, где купцы играли в кегли и фотографировался Распутин, кто такие вальдшнепы и что из Казани увезли Александр Дюма и Аркадий Стругацкий. Эпизод уже можно послушать на сайте «Околотков». 4 января в 16:00 соавтор маршрута, историк Иван Ротов и парк-менеджер Черного озера Эвелина Мулюкова проведут бесплатную экскурсию. В прогулку войдут сюжеты, которые не попали в итоговый сценарий аудиогида. Экскурсия бесплатная для всех, регистрация откроется заранее в телеграм-канале Дирекции парков и скверов. «Околотки на перемотке» — проект креативного агентства 500na700 и краеведческого медиа «Крот Казанский». Эпизод «Черное озеро» был записан при поддержке студии подкастов «Большая Кр
Новый бесплатный аудиогид по старинному казанскому парку
Показать еще
  • Класс
«Маша-Дурочка» — новый эпизод нашего аудиосериала. О девушке, которая пришла в Казань через огонь
В конце 1890-х годов крупный пожар почти уничтожил деревню Аметьево. Жители разбрелись кто куда. Одна молодая крестьянка перебралась в Суконную слободу. О жизни погорелицы Маши вы узнаете из шестой главы аудиосериала «Силуэты старой Казани». Он основан на одноимённой книге 1936 года. Её написал журналист Иван Андреев на основе своих воспоминаний и рассказов старожилов. Текст ранее не публиковался. Послушать подкаст «Силуэты старой Казани» можно в Яндекс Музыке, Apple Podcasts и на других стримингах. Слушать эпизод мы советуем на улице Ново-Песочной. Там сегодня сохранилось лишь одно старое здание — дом под номером 44, построенный в 1907 году. Интересно, что сегодня это Комитет по архивному делу Татарстана, место связанное с сохранением истории. А в начале XX века именно на этой улице жила главная героиня сегодняшнего эпизода. Аудиосериал создан командой краеведческого проекта «Крот Казанский».
«Маша-Дурочка» — новый эпизод нашего аудиосериала. О девушке, которая пришла в Казань через огонь
Показать еще
  • Класс
Фешин — фитюлька, дедлайны и самоирония
Знаменитых художников мы знаем по их шедеврам. Но даже у мастеров случаются неудачи. Сегодня присмотримся к неудачам нашего земляка, живописца Николая Фешина. *** В 1914 году его казанская поклонница Мария Бардукова заказала Фешину портрет своего сына Миши. Художник рисовал голову ребёнка, когда тот неожиданно выпалил: «А мама говорит, что вы — фитюлька!» Заказчица зарделась, схватила сына и выбежала вон. Картина осталась незаконченной. Но художник не обиделся и спустя несколько лет гостил у Бардуковых в Москве. А сестра Миши позднее вспоминала, что Мария действительно как-то произнесла ту сакраментальную фразу: «Такой талант Николай Иванович! А с виду такой фитюлька». *** Казанской ученицей Фешина была Елизавета Ошустович, дочка знаменитого оперного певца и сердцееда Феликса Ошустовича. В 1916 году художник загорелся идеей написать портрет девушки. Он прислал целую делегацию своих учеников, и те уговорили её позировать. Портрет Елизаветы Фешин готовил к выставке. И вдруг, за нескольк
Фешин — фитюлька, дедлайны и самоирония
Показать еще
  • Класс
Показать ещё