Память места: выставка «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)» открылась в Ереване
В Ереване открылась выставка «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)». Организаторами мероприятия выступили Марк Григорян, Александра Ливергант, Ян Шенкман, Женя Енгибарян и Нина Искандарян. На выставке представлены любительские фотографии арцахских домов, сделанные местными жителями, вернакулярные фотографии. Сегодня вернакуляр особенно ценен, поскольку позволяет с помощью любительских изображений познакомиться с особенностями архитектуры и убранства домов посредством взгляда изнутри. Мероприятие призвано сохранить память о случившейся трагедии, в результате которой десятки тысяч армян Арцаха были вынуждены покинуть свои дома. Директор музея-института Марк Григорян подчеркивает ценность проекта: «Для меня было принципиально важным, чтобы был услышан голос передовых арцахцев. У нас, у армян есть такое свойство: мы любим большие числа. И когда мы говорим «сто тысяч человек лишилось своих домов», мы теряем за этим числом каждого конкретного человека. Эта выставка организована для того
Память места: выставка «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)» открылась в Ереване
Показать еще
  • Класс
Искусство и благотворительность: арт-маркет пройдет в Ереване
В ближайшие выходные в Ереване пройдет благотворительная ярмарка современного искусства. На маркете представят работы независимых художников, работающих с разными медиа: скульптурой, живописью, графикой и иллюстрацией. Не менее 20% от продаж произведений искусства организаторы отправят в благотворительные фонды. Мероприятия пройдут в общественном пространстве «Letter and numbers», совмещающем коворкинг, кофейню и лекторий. В преддверии маркета мы поговорили с его организаторами. Как появилась идея проведения благотворительной арт- ярмарки? Несколько раз мы проводили другие ивенты, в рамках которых были выставки-продажи произведений искусства. На одном из таких мероприятий к нам обратилась художница, которая сейчас живет в Армении. Она предложила провести отдельное мероприятие, посвященное именно искусству, с возможностью выставить работы, провести маркет и лично пообщаться с современными художниками из Армении или с теми, которые проживают в Армении сейчас. Как вы искали художников для
Искусство и благотворительность: арт-маркет пройдет в Ереване
Показать еще
  • Класс
Попранная святыня: монастырь Амарас перешел под контроль Азербайджана
Сегодня утром стало известно, что в результате тяжелых боев вдоль линии соприкосновения раннесредневековый монастырь Амарас перешел под контроль Азербайджана. Об этом написал член партии «Страна для жизни» Месроп Аракелян. Это не единственный армянский памятник, оказавшийся в зоне конфликта. Какой будет дальнейшая судьба культурного наследия региона неясно. После 44-дневной войны Азербайджанцы уничтожили памятники, которые были возведены в память о жертвах первой Арцахской войны, Геноцида армян и Второй мировой войны, а также разрушили некоторые хачкары, армянские кладбища и музеи. Оставшиеся армянские церкви и монастыри они объявляют принадлежащими Кавказской Албании. Монастырь Амарас — известный религиозный и культурный центр средневековой Армении. По свидетельству армянского историка V века Фавстоса Бузанда, церковь монастыря Амарас была основана в начале IV столетия святым Григорием Просветителем. Начиная с V века Амарас становится одним из крупнейших религиозных центров средневеко
Попранная святыня: монастырь Амарас перешел под контроль Азербайджана
Показать еще
  • Класс
Редакция музея о событиях в Арцахе
Мы с болью переживаем события, происходящие в Арцахе. Возможность жить на земле своих предков — неотъемлемое право армян Арцаха. Нарушение которого стало возможным из-за безразличия и с молчаливого согласия международного сообщества. 19 сентября Азербайджан объявил о начале «антитеррористических мероприятий» и начал обстрелы на территории Арцаха, в том числе ее столицы Степанакерта. По утверждению омбудсмена Арцаха Гегама Степаняна, «среди мирного населения есть двое погибших, один из которых ребенок». К вечеру 19 сентября число раненых среди гражданского населения возросло до 26, из них 11 — дети. Депутат Государственной думы Российской Федерации Константин Затулин отметил в прямом эфире «Говорит Москва»: «Факт многовекового проживания армян в республике подтверждается не их устными преданиями, а наличием на этой территории огромного количества церквей и монастырей < Люди, которые здесь [в России — Прим. Ред.] давно себя зарекомендовали как ненавистники армян предают не армян, а интер
Редакция музея о событиях в Арцахе
Показать еще
  • Класс
Эдгар Акобян: «Скрипка умеет разговаривать»
Эдгар Акобян — знаменитый скрипач, композитор и музыкальный продюсер. В интервью Армянскому музею Москвы он рассказывает о нынешних проектах и планах на будущее, предстоящем концерте в Москве и современной сцене. Маргарита Мкртычева: Эдгар, как вы впервые соприкоснулись с музыкой? Эдгар Акобян: Это случилось благодаря маме. Она занималась хоровым дирижированием. Я с детства любил слушать музыку. Если размышлять, почему именно скрипка — она понравилась мне как инструмент. До поры до времени нравилась, потом наступил такой возраст, когда хотелось бегать, гулять, но никак не заниматься музыкой. Скрипка требует очень много усилий и времени. Я думаю, если бы каждый человек занимался своим делом хотя бы половину того времени, которое необходимо уделять занятиям на скрипке, то смог бы стать легендой в ремесле. Есть известная фраза Святослава Рихтера: «Если я не занимаюсь один день, это чувствую я, если два дня — это слышит оркестр, три дня — слышит публика». ММ: Какое место музыка занимает в
Эдгар Акобян: «Скрипка умеет разговаривать»
Показать еще
  • Класс
Армянская бижутерия: украшения из вулканического туфа и обсидиана
Армен Овсепян ― ювелир и основатель бренда хенд-мейд бижутерии Gyumriarts. Большинство украшений он создает по собственному дизайну из черного вулканического туфа и обсидиана, которые покупает у женщин, живущих в деревнях рядом с Гюмри. Армен также передает им часть денег от продажи изделий. Армянский музей Москвы взял у него интервью. ― Расскажите, как вы решили помогать женщинам из деревень. ― Эти женщины сами обеспечивают свои семьи. Мы долго думали, как им можно помочь. Дело в том, что в Гюмри очень много обсидиана и черного вулканического туфа ― из них сделаны многие дома в городе, и их же мы используем для создания бижутерии. Поэтому мы решили эти материалы покупать у деревенских женщин ― они как раз живут в районах, где много обсидиана, и знают, как его добыть. Мы делаем украшения, и часть суммы, которую получаю от продажи, передаю им. Также мы организуем туры для местных и туристов ― приводим их в гости, женщины готовят с ними еду. Можно сказать, показываем посетителям, как уст
Армянская бижутерия: украшения из вулканического туфа и обсидиана
Показать еще
  • Класс
Светлана Тер-Минасова: «Я считаю себя счастливым человеком»
Очередной выпуск «Встречи в Армянском музее Москвы» посвящен только что вышедшей в издательстве СЛОВО книге «Воспоминания Динозавра». Ее автор — филолог, профессор, основатель факультета Иностранных языков МГУ, Светлана Григорьевна Тер-Минасова. В разговоре она рассказывает о книге, создании факультета МГУ и Английского студенческого театра, карабахских предках и многом другом. Маргарита Мкртычева: Светлана Григорьевна, в издательстве СЛОВО вышла ваша книга «‎Воспоминания динозавра». Почему вы решили выбрать для книги такое ироничное название? Светлана Тер-Минасова: В первую очередь, я осознала уникальность своего поколения. Поскольку революции были во всех странах, но примера эксперимента, затянувшегося на 70 лет, подобного СССР, в истории не найти. Против «динозавра» все возражали, не понимали, почему я каким-то чудовищем себя обозвала. А я отвечала, что наше поколение обречено на вымирание. В этом смысле, мы — динозавры. Когда я росла в Советском Союзе и сидела за железным занавесом
Светлана Тер-Минасова: «Я считаю себя счастливым человеком»
Показать еще
  • Класс
Сергей Косемян: виолончель на концертной сцене и на живописной природе
Известный виолончелист Сергей Косемян, уроженец Еревана, родился в семье заслуженного артиста Армении, известного альтиста, члена Государственного струнного квартета имени Комитаса Александра Косемяна и скрипачки Карине Ростомбекян. Обучаясь в Ереване, а затем в Париже, Сергей был удостоен наград и званий на престижных международных конкурсах. В его репертуаре произведения западноевропейской, армянской и русской классики, а также современных авторов. В 2014 году он основал Art Trio в Торреоне (Мексика), в 2017 году ― ансамбль Косемяна в Сальтильо (Мексика), а в 2023 году ― фортепианный дуэт и фортепианное трио с участием признанных музыкантов ― членов Академии Звукозаписи Грэмми Микаэла Айрапетяна и Филиппа Ваймана. Он брал мастер классы у таких музыкантов мирового уровня как Мстислав Ростропович, Тибор Варга, Филипп Мюллер и других. ― Сергей, вы были первым виолончелистом, записавшим сюиты Баха в различных природных местах Америки, от Гранд-Каньона (Аризона) до национального парка Сек
Сергей Косемян: виолончель на концертной сцене и на живописной природе
Показать еще
  • Класс
Таирян, Шустов и арбун: история армянского коньяка
Армянский коньяк — это не просто напиток, а достояние народа и символ страны. О создании легендарного армянского напитка, роли российского бизнесмена в его популяризации, а также о том, почему совсем скоро национальный коньяк будут называть «арбун» — в нашем материале. Создателем армянского коньяка считается купец Нерсес Таирян. В 1877 году по совету своего кузена Василия Егоровича Таирова — винодела армянского происхождения — Нерсес основал завод в подвалах разрушенной после землетрясения Эриванской крепости. Поначалу на заводе изготавливались только водка, дошаб (уваренный виноградный сок) и вино, а с 1887 года начали производить и коньяк. Нерсес Таирян основывался на французской технологии производства напитка и использовал шарантский аппарат (оборудование для двойной перегонки спирта), который сам же привез из Франции. Однако его коньяк отличало то, что купец использовал именно армянские сорта винограда. Нерсес Таирян был уже не молодой, и справляться с таким большим количеством ра
Таирян, Шустов и арбун: история армянского коньяка
Показать еще
  • Класс
Показать ещё