Фильтр
Любимые художники Павла Третьякова
В одном из писем Илья Репин сравнил Павла Третьякова с «могучим дубом», под широкими ветвями которого «столько жило и благоденствовало хороших русских художников». Павел Третьяков поддерживал целое поколение русских реалистов, работы которых составили основу его коллекции. Некоторые художники оказались особенно духовно близки коллекционеру, среди них Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Виктор Васнецов, Федор Васильев. О любимых художниках Павла Третьякова написала искусствовед Марфа Кузнецова. С первых лет знакомства с Василием Перовым Павел Михайлович Третьяков проявлял к нему особое отношение. Художник стал одним из близких друзей семьи коллекционера. Старшая дочь коллекционера Вера писала: «Помню с детских лет, как он часто приходил к нам завтракать или обедать; его остротам, которых мы не могли понимать, и рассказам, из которых мы некоторые понимали, — не было конца; говорил он мягким голосом, серьезно, а все взрослые за столом заливались смехом, в особенности наш отец». Тр
Любимые художники Павла Третьякова
Показать еще
  • Класс
5 картин Василия Поленова, которые нужно знать
О том, почему восхищались поленовскими пейзажами и за что критиковали его религиозную живопись для Лавруса написала Дарья Курдюкова. Картиной, впоследствии ставшей «визитной карточкой» Поленова и вошедшей в золотой фонд отечественной живописи, сам художник остался недоволен. Однако именно после того, как она была показана на 6-й выставке передвижников, Поленова приняли в их Товарищество, а работу купил Павел Михайлович Третьяков. Вообще в выборе пейзажного жанра Поленову ещё в парижский период помог утвердиться Тургенев. Но всё-таки именно «Московский дворик», его лиризм будничности определил нишу Василия Дмитриевича в искусстве. В 1877 году художник поселился неподалёку от Арбата — в доме Н. Л. Баумгартена, где и написал «Дворик». Картина открывала своеобразный «триптих», продолженный «Бабушкиным садом» и «Заросшим прудом». Ритм повседневной жизни конца 1870-х, опоэтизированного усадебного быта и патриархального городского уклада приведён к гармоничному единству. Люди и архитектура —
5 картин Василия Поленова, которые нужно знать
Показать еще
  • Класс
Михаил Ларионов и Эдуард Мане. Диалог в искусстве
В своей живописи Михаил Ларионов постоянно вёл диалог — с классиками, современниками и даже с целыми эпохами. Одним из его любимых «собеседников» был Эдуард Мане. Что связывает «Кельнершу» Ларионова и «Бар в “Фоли-Бержер”» Мане? Объясняет научный сотрудник Третьяковской галереи, ведущий специалист по русскому авангарду Ирина Вакар. Михаил Ларионов никогда не рассказывал о том, как создавал свои произведения. Даты на картинах он не ставил — если же ставил, то, как правило, ложные, способные «сбить со следа» всех, кто хотел разобраться в его творчестве. Друзья сожалели об этом: «…если бы [Вы] написали … кое-что о своих воспоминаниях год за годом, как они делались, эти работы, что служило поводом и что вдохновляло, о встречах, им сопутствующих, о том, под влиянием чего происходило изменение и развитие во взглядах, — это было [бы] крайне интересно», — писал мастеру старый друг, художник Сергей Романович. Но его слова не имели действия. Даже лучизм, который Ларионов считал своим главным отк
Михаил Ларионов и Эдуард Мане. Диалог в искусстве
Показать еще
  • Класс
История одной картины. «Андрей в Прилуках» Виктора Попкова
В галерее портретов, созданных Виктором Попковым, особое место занимают изображения его коллег-художников. В картинах Попкова остались образы Павла Никонова, Игоря Обросова, Алексея Каменского, Николая Ерышева и Расима Бабаева — знаковых фигур поколения 1960–1970-х годов. В этой портретной галерее выделяется особой теплотой картина «Андрей в Прилуках», на которой изображен художник и друг Попкова Андрей Тутунов. Историю создания портрета рассказала искусствовед Ольга Стекольщикова. Виктор Попков, яркий представитель легендарного поколения художников-шестидесятников, стал одним из ведущих мастеров, определивших облик отечественного искусства второй половины ХХ века. «Его творчество сложное и глубокое в силу своей многомерности, наполненное голосами времени», — писал о художнике искусствовед Виталий Манин. В единый стройный «хор» попковских героев — строителей и целинников, студентов и лесорубов, мезенских вдов и велегожских старух — так естественно и гармонично вплелись голоса творчески
История одной картины. «Андрей в Прилуках» Виктора Попкова
Показать еще
  • Класс
Секреты мастерства Роберта Фалька
Роберт Фальк был универсальным мастером, который одинаково профессионально работал в живописи, графике, оформлял театральные спектакли и даже отметился в кинематографе — делал эскизы декораций и костюмов для фильма «Тарас Бульба», снятого в 1936-м в Париже. Однако, мастерство Фалька складывалось не только из уникальных живописных приемов, но и из его личных качеств. Искусствовед Антон Успенский написал о секретах мастерства художника. "По целым дням я проводил со своим этюдником <…> Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями. Я решил бросить совсем музыку и стать во что бы то ни стало художником. Отец очень протестовал против этого, предлагал мне выбрать профессию юриста, зубного врача или иную положительную, респектабельную профессию. Он уверял, что у меня вовсе нет живописного таланта и что я всегда буду посредственным художником. “Пусть я буду совсем плохим художником, но я хочу быть только им”, — твердил я. Упрямство побед
Секреты мастерства Роберта Фалька
Показать еще
  • Класс
«Денежные мужики» Ивана Шадра
Автор культовой скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата» Иван Шадр в начале 1920-х годов работал над образами, воспроизведенными на первых советских банкнотах. Скульптуры рабочего, красноармейца, крестьянина и сеятеля вошли в историю как «Денежные мужики». О том, где скульптор нашел прототипы своих героев, и с какими трудностями он столкнулся, для Лавруса написала искусствовед Лариса Бедретдинова. В 1922 году Шадр выполнил по заказу Гознака три бюста, изображающих рабочего, красноармейца и крестьянина, а также скульптуру «Сеятель». Они предназначались для воспроизведения на новых советских денежных знаках. Можно было создать рисунки и передать их для гравирования. Но Шадр предложил необычное решение: сначала вылепить скульптуры, которые затем послужили бы моделями для рисовальщиков. Тогда они получали возможность по-разному осветить скульптуры и выбрать наиболее интересные ракурсы. Для лепки бюстов Гознак выделил Шадру мастерскую на Мытной улице. Она была неудобной, не приспособленн
«Денежные мужики» Ивана Шадра
Показать еще
  • Класс
10 фактов о Константине Коровине
Почему Константина Коровина называли «Демоном из Докучаева переулка»? Был ли он первым русским импрессионистом? Как появилось прозвище «Серовин и Коров»? За что художник получил звание кавалера ордена Почетного легиона? Почему Коровин писал с ошибками? Как он жил после эмиграции? О 10 важных фактах биографии Константина Коровина написала искусствовед Вера Бодунова. Константин Алексеевич Коровин родился 23 ноября (5 декабря) 1861 года в Москве в старообрядческой семье. Его дед Михаил Емельянович, купец из Рогожской слободы, содержал ямской извоз. Дом, где родился и провел свое детство Константин Коровин, не сохранился до наших дней, однако известно, что он находился на месте, где сейчас расположено Западное крыло факультета живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова (Товарищеский переулок, 30). Отец художника Алексей Михайлович не продолжил семейное дело, он окончил юридический факультет Московского университета и был большим любителем классической литературы. Его супруга, мать Константина и Се
10 фактов о Константине Коровине
Показать еще
  • Класс
Пейзажный парк эпохи классицизма
Пейзажные парки эпохи классицизма поражают своей совершенной красотой. Восхитительные сады появляются по всей Европе, в том числе и в России. Художники увековечивали пейзажные сады в своих произведениях. В России изображения пейзажных садов появились на полотнах ведущего русского пейзажиста той поры, руководителя ландшафтного класса Академии художеств Семена Щедрина. О пейзажных парках эпохи классицизма написала искусствовед Ирина Григорьян. Так называемый английский или пейзажный парк возникает в Европе, когда на смену пышному, помпезному стилю барокко приходит классицизм. Общие принципы пейзажного парка сформировались в начале XVIII века в Англии. Одно из главных понятий в эстетике пейзажного парка — «естественная природа», но это природа отнюдь не дикая, запущенная, неухоженная. Это смоделированная по «законам естественности» картина «живой натуры», какой она представлялась парковому художнику: продуманная схема расположения аллей, лужаек и полян, прихотливо вьющихся дорожек, журча
Пейзажный парк эпохи классицизма
Показать еще
  • Класс
5 картин Роберта Фалька, которые важно знать
Роберт Фальк прожил долгую жизнь, и его творческий путь отличался сложной, но закономерной, внутренне обоснованной эволюцией: молодость, связанная с обществом «Бубновый валет», сезаннизмом и кубизмом; поворот «к старым мастерам» в начале 1920-х; парижское десятилетие, отмеченное «возвратным импрессионизмом» и экспрессионистскими тенденциями; поздний период, вобравший опыт предшествующих лет. Искусствовед Татьяна Левина написала о 5 картинах Роберта Фалька, чтобы увидеть, как менялось его искусство. «Красная мебель» — самое драматичное и монументальное полотно позднего кубистического периода Фалька. Даже работая над натюрмортом, художник хотел, чтобы «это была не жизнь вещей, а <…> усилившаяся внутренняя жизнь». Здесь эта концепция проявлена с необычайной отчетливостью: натюрморт раздвигается, захватывает окружающее, вырастает в интерьер. Одухотворение вещей достигает такого уровня, что этот интерьер всецело становится воплощением души человека, ее образом. И личные переживания, и траги
5 картин Роберта Фалька, которые важно знать
Показать еще
  • Класс
Показать ещё