Легендарный мотороллер 60-ых из Чехословакии. Чезета 501 и 502 (фото +видео)
Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе. Сегодня поговорим о культовой модели мотороллера рожденного в этой стране.
В 1940 году конструктор Ярослав Кох патентует уникальный мотороллер с несущим кузовом. Развивать проект не стали, помешала война, но после её окончания решено внедрить в серию разработку Коха, которая была представлена в виде прототипа К-1.
Чезета 501 1959 года typ03
Выпуск мотороллеров поручают заводу ЧеЗет. К масштабному производству приступают только в конце 1956, начале 1957 года. Мотороллер Чезета-501 оказался настолько удачным, что желающих купить себе такого двухколесного друга оказалось невероятно много. Отличное сочетание технических характеристик и яркий дизайн сделали свое дело.
Чехословацкий завод CZ начинает поставлять свой новый продукт в 20-ать стран мира - СССР, Европа, США, Австралия и Новая Зеландия. Мотороллер Чезета не был похож на остальных собратьев. Техника очень выделялась в потоке и привлекала внимание, а это в свою очередь новых покупателей.
Кроме хорошего качества сборки, аппарат мог похвастать и рядом других интересных решений. Самое заметное, это конечно огромный нос с громадной фарой. Это было не просто огромное крыло, внутри там находился бензобак. Чуть позже на крыло приспособили еще и багажник.
Под сиденьем был еще один багажник, а запаска крепилась на заднем крыле. Все это выглядело довольно гармонично. Но и это еще не всё, специально для Чезеты был предусмотрен небольшой прицеп, расширяющий функционал мотороллера.
Техника подходила, как для коротких городских поездок, так и для длительных путешествий, чему способствовали большие 12-дюймовые колеса. В качестве силового агрегата использовался 1-цилиндровый бензиновый мотор рабочим объемом 172 кубических сантиметра мощностью всего 8 лошадиных сил. Двигатель охлаждался от потоков набегающего воздуха, а в городских условиях в жару мог перегреться. Поэтому инженеры решили установить дополнительную систему принудительной вентиляции.
Третья модификация 501-ой модели получила вентилятор, который вращался ремнем от шкива, установленного на коленвале. Это позволило серьезно снизить риск перегрева. Модернизация мотороллера шла постоянно.
Вдобавок к заднему прицепу, в качестве опции, появился и боковой прицеп. Люлька под названием Друзета, получила схожий дизайн и была максимально органично вписана в общую концепцию мотороллера. Разработкой бокового прицепа занимался тот же Ярослав Кох. Несмотря на компактные размеры Друзета получила собственный тормозной механизм.
Боковой прицеп "Друзета"
Первое поколение 501-ой Чезеты пережив несколько модернизаций разошлось тиражом более 40 000 тысяч экземпляров. Сегодня посмотреть поближе на 501-ую модель 1959 года можно в Музее техники Вадима Задорожного.
Чезета 502 1960 года
В 1960 году появляется новая модель - Чезета 502, которую выпускали до 1964 года. В СССР Мотороллер можно было купить в крупном магазине спорттоваров. Несмотря на высокую цену, желающих приобрести такую технику было предостаточно. Как вы понимаете, качество мотороллера было на порядок лучше, чем у советских аналогов. В народе мотороллер получил кличку "свинья" за характерную внешность.
Конструкция второго поколения двухколесного аппарата пережила ряд важных изменений. Мощность мотора удалось увеличить до 9.5 лошадей, чего хватало на разгон до 90-км в час. Движок запускался династартером – генератором, имеющим функцию электростартера. А если села аккумуляторная батарея, то в багажнике лежала съемная педаль кикстартера. Техника предлагалась в нескольких цветовых сочетаниях. Появились огромные повторители указателей поворота. Изменили подвеску и выхлопную систему. В последние годы выпуска появилась топовая версия ДеЛюкс с рулем классной формы и огромным спидометром выполненным в стиле ЯВЫ тех лет. Всего было выпущено более 70 тысяч мотороллеров второго поколения. 502-ую модель Чезеты я нашел в Автомузее "Моторы Октября".
В 1964 году должно было появится третье поколение - Чезета 503. Техника фактически была готова к производству и прошла все предсерийные испытания. Но проект был закрыт навсегда. На заводе ЧеЗет якобы не хватало производственных мощностей для дальнейшего производства легенды.
Снял для своих подписчиков небольшой видео обзор обоих поколений культового мотороллера из ЧССР. Смотрим далее.
Уникальные материалы о советских и российских автомобилях, мотоциклах, технике. Собственные видео, фото, интересные опросы и статьи. Видео репортажи с ретро фестивалей, выставок современной техники, музеев. Сюжеты с отечественных машиностроительных заводов. Обзоры советской, российской и иностранной техники. Группа является продолжением проектов в Ютуб - https://www.youtube.com/@auto-ru и Дзен - https://dzen.ru/autoblog и ТикТок - https://www.tiktok.com/@auto_rus_tt
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 11