Советский трактор "Универсал". Забытый труженик полей СССР (фото+видео)
Первые тракторы СССР вряд ли можно было назвать чудом инженерной мысли, но свою задачу они выполняли исправно. Попытки обеспечить механизацию сельского хозяйства начались еще в 20-ых годах прошлого века, после окончания гражданской войны. Но это были скорее точечные эксперименты, по замещению лошадей и сотен мозолистых рук крестьян.
Первый советский трактор был изобретен инженером Яковом Маминым и запущен в мелкосерийное производство в 1924 году. Трактор Карлик массой чуть более тонны имел 1-цилиндровый мотор мощностью всего 12 л.с. И состоял из 300-от деталей, и даже не имел коробки передач.
В США создаем тракторов занимался Генри Форд с сыном. В итоге появился проект Fordson. Американский трактор Фордзон выдавал до 20-ти лошадиных сил, 3-ех ступенчатую коробку с задней передачей и 4-ех цилиндровый мотор. И оказался популярен не только в США, но и в Европе.
Именно Фордзон в последствии начали собирать в Ленинграде, на заводе "Красный Путиловец". 4-колесный безрамный Фордзон-Путиловец максимально упростили и адаптировали под советские условия. Он стал первым серийным трактором СССР.
В начале 30-ых годов кроме Путиловского тракторного, массовым производством тракторов начинают заниматься Сталинградский и Харьковский заводы, которые выпускают, по несколько сотен тракторов в сутки. Правда вся эта техника была заточена на пахоту, посев и уборку злаковых культур.
А вот тракторов способных работать с такими культурами, как картофель, кукуруза, хлопок, сахарная свекла, подсолнух в СССР не было. Использовались либо лошади, либо армия сезонных работников. Попытка адаптировать под эти цели тот же Фордзон-Путиловец окончились неудачей. Стране требовался трактор нового типа с определенной величиной колеи, узкими колесами и четким управлением. Кроме того, высота растений требовала увеличенный дорожный просвет.
Разработку такого трактора поручили НАТИ. Там изучили иностранные образцы и приняли решения брать за основу своей разработки северо-американский трактор Farmall.
Именно на базе Фармолл был создан советский трактор Универсал. 7 сентября 1933 года на "Красный Путиловец" прибыла первая партия чертежей. А уже 29 декабря 1933 года из цеховых ворот выехал первый серийный трактор-пропашник «Универсал-1».
Машина полностью оправдывала свое название. Помимо того, что трактор специально был приспособлен для обработки пропашных культур, его можно было использовать на других сельскохозяйственных работах: на пахоте и бороновании, косьбе и уборке зерновых. Дополнительный привод трактора можно было использовать при молотьбе и даже пилке дров.
В качестве силового агрегата установлен 4-цилиндровый керосиновый мотор мощностью 22 л.с. Коробка передач имеет 3 скорости вперед, одну назад. Максимальная скорость 8 км/ч. Масса чуть более 2-ух тонн. В 1944 году производство Универсала передают из Ленинграда во Владимир.
24 апреля 1945 года с конвейера Владимирского тракторного завода сошел 500-й трактор "Универсал", и эта дата считается днем рождения предприятия. Выпуск трактора "Универсал" на Владимирском тракторном заводе продолжалась до 1955 года. Всего было выпущено более 200 тысяч тракторов "Универсал" в различных исполнениях.
Видео об истории данного трактора можно посмотреть здесь.
Уникальные материалы о советских и российских автомобилях, мотоциклах, технике. Собственные видео, фото, интересные опросы и статьи. Видео репортажи с ретро фестивалей, выставок современной техники, музеев. Сюжеты с отечественных машиностроительных заводов. Обзоры советской, российской и иностранной техники. Группа является продолжением проектов в Ютуб - https://www.youtube.com/@auto-ru и Дзен - https://dzen.ru/autoblog и ТикТок - https://www.tiktok.com/@auto_rus_tt
Я был тогда мальцом, через дорогу от нас, за забором, была МТС там еще в то время стояли такие " железные" кони. А иногда, когда брали на картошку, то видел их и за работой, на вспашке. Начало 50-х годов. В то время ТАО, Тувинская Автономная область. Позже ТАССР. Это сейчас Тыва-Тува.
Разборная свеча , можно было заменить сердечник при выходе из строя, магнето, заводная рукоятка, простейшая рулевая колонка из конусных шестерёнок, сел на железное седло и поехал примерно вот так как я на фото, с песней "Ой вы кони вы кони стальные, боевые друзья трактора"
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6