Первый тяжелый мотоцикл СССР с V-образным двигателем. Рассматриваем ПМЗ-А-750 вместе (фото + видео)
Принято считать, что первым тяжелым мотоциклом отечественного производства был ИМЗ М-72, однако это не так. Наличием тяжелого мотоцикла для Красной Армии советская власть озаботилась еще в начале 30-ых годов. В 1931 году группа советских инженеров пристально изучала лучшие иностранные образцы. Было решено позаимствовать лучшие американские и немецкие технологии и на их базе создать собственную технику.
Весной 1933 года на ижевском мотозаводе были созданы предсерийные мотоциклы НАТИ-А-750. За разработку мотоциклов отвечал Пётр Владимирович Можаров при участии специалистов Научного автотракторного института. Технику перегнали своим ходом из Ижевска в Москву. Правительственной комиссии мотоциклы понравились. Было принято решение налаживать серийное производство.
В качестве площадки был выбран подольский механический завод. В результате название мотоцикла заменили на ПМЗ-А-750. С 1934 года началось серийное производство. Качеством мотоциклы не отличались, поскольку никакого опыта по созданию подобной техники у рабочих механического завода не было. Но за неимением других вариантов мототехника стала поступать на службу РККА и НКВД.
В качестве двигателя выступал V-образный 750 кубовый 4-ех тактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения. Мощность силового агрегата составляла всего 14 л.с., однако хорошая тяга компенсировала небольшое количество лошадей.
Механическая коробка с огромным рычагом ручного включения получила 3 передачи. Качество механической обработки деталей оставляла желать лучшего, поэтому включались передачи с большим трудом.
Передняя подвеска имела сложную конструкцию с рессорой. Заднее колесо никакой подвески не имело. Это компенсировалось огромными пружинами под седлами водителя и пассажира. Боковой прицеп так же имел рессорную подвеску. Кстати, боковой прицеп (коляска) тоже был на рессорной подвеске.
Самое интересное, что мотоцикл не только поставляли в Армию, но и свободно продавали всем желающим. Гражданская версия мотоцикла имела ряд визуальных приемуществ. Это касается не только более качественной покраски, но и использование хромированных элементов.
Мощный 4-тактный двигатель имел немного лошадиных сил, зато обладал высоким крутящим моментом и мог тянуть тяжелый мотоцикл начиная с самых низких оборотов.
Производство мотоцикла завершилось в 1939. Всего было собрано около 4600 штук. Первый опыт постройки тяжелого советского мотоцикла трудно назвать удачным. С началом Великой Отечественной все ПМЗ-750 были быстро вытеснены более удачным М-72.
К сегодняшнему моменту мотоцикл ПМЗ-750 стал довольно большой редкостью. В Музее техники Вадима Задорожного, на втором этаже основного здания, таких стоит аж два! Военная версия с боковым прицепом и одиночка (на фотографиях в данной статье).
Естественно, снял для своих подписчиков небольшое видео о данной технике. Смотрим далее -
Уникальные материалы о советских и российских автомобилях, мотоциклах, технике. Собственные видео, фото, интересные опросы и статьи. Видео репортажи с ретро фестивалей, выставок современной техники, музеев. Сюжеты с отечественных машиностроительных заводов. Обзоры советской, российской и иностранной техники. Группа является продолжением проектов в Ютуб - https://www.youtube.com/@auto-ru и Дзен - https://dzen.ru/autoblog и ТикТок - https://www.tiktok.com/@auto_rus_tt
Были у меня м1м с 62 по 64 год. Затем кавровец до 65 года.потм м 72 до 75 года.все бу...в 75 купил через собес инвалидной заз 965 аш за 450 рублей целый год ремонтировать...в 79 поехали в Туркмении в г. МАРЫ КУПИЛ БУ. Заз 968. Ехали 3 дня до дома..ну и т.д.....
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2