Фильтр
Столетний дом на Макаренко и тайны внутренних двориков. Московское наследие НЭПа
Гуляя по столичным улицам, каждый замечает в них то, что ему ближе. При этом не обязательно то, что больше нравится. Я же люблю находить в своих прогулках как яркие и запоминающиеся дома, так и неприметные, но чем-то неуловимо привлекательные. Люблю теплую, ламповую Москву прошлого в обрамлении Москвы сегодняшней. Моим прогулкам между улицами Покровкой и Мясницкой я посвятил уже больше шестидесяти заметок и не устаю возвращаться в этот потаенный уголок Старой Москвы, по нынешним меркам расположенный почти что в её центре. Удивительно, но в хитросплетениях этих переулков, сколько по ним ни гуляй, каждый раз будешь находить что-то новое. Сегодня я покажу дом с виду неприметный, если бежать мимо и не смотреть по сторонам, но очаровательный, если к нему приглядеться. И предложу совсем ненадолго возле него остановиться, а если будет время, то и свернуть во дворик позади него. Все самое интересное всегда находится не на виду. Архитектура времен НЭПа – очень интересное явление. Закончилась Гр
Столетний дом на Макаренко и тайны внутренних двориков. Московское наследие НЭПа
Показать еще
  • Класс
Приют для вдов и сирот русских художников. Посмертный подарок Павла Третьякова
Такой стиль архитектуры – с обнаженной кирпичной кладкой или с отделкой фасада высококачественным кирпичом, иногда полихромным, порой с изразцами, не мудрствуя лукаво так и назвали – кирпичным стилем. Он интересен тем, что одинаково прекрасно подходит и фабричным цехам, и больничным зданиям, и учебным заведениям, и железнодорожным постройкам. Не раз я такие дома описывал, и каждый раз на них задерживается взгляд. Это не причудливый, прихотливый модерн, не вычурное барокко, напоминающее тортик со взбитыми сливками, хотя порой в таких фасадах замечаешь нечто от узорочья и неорусского стиля. Это не величественный и пафосный ампир. Но ты всегда отличишь обычное кирпичное здание от того, что выстроено в кирпичном стиле. Таков и этот… Знаменитые купцы, благотворители и меценаты Третьяковы были не только страстными коллекционерами и поклонниками искусств. Не только покупали картины, тем самым поддерживая русских художников. Не только подарили Москве замечательный музей. Здесь, в Лаврушинском
Приют для вдов и сирот русских художников. Посмертный подарок Павла Третьякова
Показать еще
  • Класс
Соборная церковь Замоскворечья, храм Воскресения Христова в Кадашах
Одной из крупнейших и, как считается, богатейших слобод Замоскворечья была Кадашевская слобода, достигшая своего расцвета при Алексее Михайловиче Романове. Изначально известная как село Кадашево, впервые помянутое в духовной грамоте Ивана Третьего в 1504 году, она пролегла от Кадашевский набережной, между Якиманкой и Большой Ордынкой, вплоть до Большого Толмачевского переулка. Вначале здесь жили великокняжеские бондари, они же кадаши – мастера по изготовлению кадей, то есть всевозможных бадей, кадушек и бочек. Позднее слобода превратилась в хамовную, сиречь ткацкую, полотняную, а еще позднее обернулась Государевым монетным двором. Церквей в этой слободе было много. Храм Григория Неокесарийского, про который я рассказывал когда-то, тоже принадлежал Кадашам. А еще тот самый Якиманский храм, который я долго искал во время своей прогулки по одноименной улице, но найти который мне было уже не суждено, Никольская церковь в Толмачах… Даже Третьяковская галерея – и та расположилась в пределах
Соборная церковь Замоскворечья, храм Воскресения Христова в Кадашах
Показать еще
  • Класс
Палаты Титовых и Музей московских стрельцов, сокрытый во дворе Дома Писателей
Все знают о Третьяковской галерее, но было время, и совсем недавно, когда спроси у проходящего мимо, где находится Лаврушинский переулок, и не каждый второй бы ответил. Сейчас, слава Богу, большинство этот адрес запомнило накрепко, но многие ли знают еще об одном музее, что расположен от Третьяковки буквально через дорогу? Вчера я обещал продолжить рассказ о доме №17 по Лаврушинскому переулку. Но речь на сей раз пойдет не о Писательском доме (17, строение 2), а о древнерусских палатах, что спрятались в его внутреннем дворе, на современной карте Москвы отмеченные как строение 1. Их выстроили в 1660-х годах, правда, размером чуть ли не вдвое меньше, чем мы их видим ныне. Первоначально появилась юго-западная часть – пока еще только подклет и первый этаж. Землю под них государь Алексей Михайлович пожаловал в награду за верную службу дворянину, дьяку сначала Разрядного приказа, а затем Приказа Большого дворца Семену Степановичу Титову… Семен Степанович вообще являлся особой, приближенной к
Палаты Титовых и Музей московских стрельцов, сокрытый во дворе Дома Писателей
Показать еще
  • Класс
Дом советских писателей. Месть Булгакова и Агния Барто, бабушка программы «Жди меня»
Об этом доме в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи, иногда шутят: открой любой советский учебник литературы, любую хрестоматию на любой странице, ткни пальцем – и попадешь в произведение, написанное одним из его жильцов. В семнадцатом веке этот обширный участок принадлежал дворянину Семену Степановичу Титову, побывавшему и дьяком Разрядного приказа, и дьяком Приказа Большого дворца. О нем я расскажу подробнее в следующей заметке, личностью тот был примечательной. А сегодняшний рассказ будет… Когда звучит фраза «сталинская архитектура», мы привычно представляем себе семь высоток-«Сестер» или ампирные фасады Кутузовского проспекта. Однако относятся к ней и вот такие гиганты, с виду не пафосные и кому-то даже могущие показаться простецкими. И точно так же, как кто-то сегодня ругает современные жилые здания, называя их коробками и человейниками, даже если сами благополучно проживают в таких же, возможно, наши предшественники-москвичи не жаловали и эти дома. Но каждой эпох
Дом советских писателей. Месть Булгакова и Агния Барто, бабушка программы «Жди меня»
Показать еще
  • Класс
Дом Константина Критцкого. Деревянный ампир, ласково прозванный «бовешкой»
Иногда бывает забавно читать информационные таблички на старинных зданиях. Например, как на соседе моего вчерашнего архитектурного персонажа, где на несомненно деревянном доме висит уточнение: «дом деревянный». Порой хотелось бы побольше знать о постройках, об их истории, а заодно и об историях людей, что с ними связаны. Собственно, для этого я и завел страницу на Дзене. Интересно узнавать, кто и как жил там или здесь. Как будто вдруг с высоты нынешних дней замечаешь доселе незнакомое тебе имя, что затерялось где-то вдали, в глубине прошлого. Как будто на минуту оживают те, кто ходил по этим улицам столетия назад. Как будто делятся с тобой чем-то своим, для нас давно ушедшим. Как, к примеру… Задолго до Грозы двенадцатого года здесь располагалась безымянная усадьба с главным домом, построенным глаголем, то есть буквой «Г». В 1812-м усадьба та сгорела дотла, как и большинство деревянных построек Замоскворечья. В 1820 году участок, а по сути пепелище досталось греческому дворянину Констан
Дом Константина Критцкого. Деревянный ампир, ласково прозванный «бовешкой»
Показать еще
  • Класс
Модерн и неоклассицизм Голиковского переулка. Доходный дом Николая Черных
Сегодня хочу показать доходный дом, что стоит в Голиковском переулке – том самом, который в своем основании остался точно таким, каким был в восемнадцатом веке. Сам Голиковский переулок получил свое название благодаря урочищу Голищ – голому, пустому безлесному месту. Переулок тихий и незаметный, но в нем не только сохранилась ширина, как в старину, но и архитектурные памятники сразу нескольких ушедших эпох: от старинного деревянного дома, в котором родился Колумб Замоскворечья Александр Николаевич Островский, до дореволюционных доходников и построек раннего СССР. Сегодняшний мой архитектурный герой… Его автор – архитектор Владимир Мечеславович Пиотрович, представитель известной династии. К сожалению, практически никто и ничего не рассказывает об этой его работе для Николая Матвеевича Черных и его супруги Анны Алексеевны. Неизвестно даже, кем был заказчик постройки: купцом, мещанином, офицером или чиновником. Но этот дом – один из тех, которым хочется поделиться даже несмотря на его без
Модерн и неоклассицизм Голиковского переулка. Доходный дом Николая Черных
Показать еще
  • Класс
Храм Екатерины на Всполье, где положили начало победе русского ополчения над интервентами
Историки рассказывают, что улица Полянка получила свое название от слова «всполье», то есть от местности между поселением и краями полей. Посему и храм Святой Великомученицы Екатерины на углу Большой Ордынки и Погорельского переулка, который я упоминал во вчерашней заметке, получил уточняющее определение «на Всполье». И уже по тому деревянному храму нарекли Екатерининской простершуюся здесь слободу белильщиков тканей. Ту слободу основали приказом государыни Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, первой жены Ивана Грозного. Долгое время слобода числилась дворцовой, но позднее перешла в разряд черных – то есть, в число поселений обычных, рядовых ремесленников. Храм же построили в дереве еще в шестнадцатом веке, освятив в честь Екатерины. Такое посвящение не являлось для Москвы обычным делом, однако великомученицу высоко почитал Иван Васильевич Четвертый по прозвищу Грозный. Посещал и поддерживал монастырь Святой Екатерины на Синае. Вдобавок ко всему, Екатериной звали его прабабку, мать
Храм Екатерины на Всполье, где положили начало победе русского ополчения над интервентами
Показать еще
  • Класс
Дом дьячка Покровского. Как жилой дом стал гильзовой фабрикой и снова жилым домом
О переулке со странным названием Погорельский я уже писал недавно, рассказывая о доме – почти что копии Наугольного дворца Шереметевых на Воздвиженке. И вот, погуляв по Большой Полянке, я возвращаюсь через него, чтобы показать то, что прячется в переулках и тихих двориках Замоскворечья. И эти архитектурные и исторические шедевры, незримые для тех, кто привык гулять лишь по центральным улицам, ничуть не менее интересны и привлекательны. Этот переулок до 1922 года назывался Большим Екатерининским по храму Святой Великомученицы Екатерины, построенному в честь восшествия на трон Екатерины Второй. Об этом храме будет моя следующая зарисовка. А вот нынешнее наименование он получил по ошибке. Новые власти, взявшиеся переименовывать улицы городов на новый лад, решили дать ему «историческое» название. Мол, Погорельским он был в семнадцатом веке, пусть будет таким и сегодня. Не надо нам упоминаний ни императриц, ни великомучениц. Однако в планы закралась ошибка. Погорельским, в память об очередн
Дом дьячка Покровского. Как жилой дом стал гильзовой фабрикой и снова жилым домом
Показать еще
  • Класс
Доходный дом Смирнова и квартиры посольства Узбекистана. Две эпохи в пяти этажах на Полянке
Этот массивный двухцветный дом, по которому сразу видно, что его этажи строились в разное время, на первый взгляд можно было бы назвать мрачным или унылым, но только лишь на первый взгляд. Если к нему присмотреться, то увидишь его суровую, брутальную элегантность. Да, я знаю, что мы в основном используем слово «брутальный» неверно, и что в действительности оно означает «грубый, жестокий», а не, фигурально выражаясь, «слегка небритый». Но все равно тянет применить этот привычный эпитет к дому №41 на Большой Полянке, да простят меня филологи и лингвисты. Когда-то он, имея всего два этажа… В начале девятнадцатого столетия на этом месте располагалась городская усадьба полковницы Елизаветы Михайловны Федюшиной – главный дом с флигелем вдоль красной линии улицы и несколько служебных построек в глубине двора. Позднее владельцы усадьбы сменились, а в самом конце 1890-х годов имение перешло в руки купца, торговца шелковыми и бумажными товарами Ивана Захаровича Смирнова. Он и его наследники влад
Доходный дом Смирнова и квартиры посольства Узбекистана. Две эпохи в пяти этажах на Полянке
Показать еще
  • Класс
Показать ещё