Книжный базар полвека назад
С конца 1960-х книга в СССР становится предметом повышенного спроса и дефицита. В журналах печатаются неизданные ранее произведения, переводная литература охватывают практически всех авторов планеты, актуальны профессиональные справочники и разнообразные учебные издания. Начинается выпуск легендарной «Библиотеки всемирной литературы», которая становится знаком престижного дома, у хозяев которого есть соответствующие связи. Повальный интерес к чтению сочетается с появившейся тенденцией превращения владельцев редких дефицитных изданий в избранных, отмеченных умением «доставать» для личной бибилиотеки. Книги обмениваются на талоны, полученные за сдачу макулатуры, покупаются с нагрузкой в виде произведений классиков марксизма-ленинизма и советских руководителей. Книги порой похищают из провинциальных библиотек, где приезжий гость вдруг обнаруживает редкую или изъятую из обращения книжку и, не в силах сопротивляться соблазну, проявляет свою преступную страсть. Но самое главное – интерес к
Книжный базар полвека назад
Показать еще
  • Класс
Художница Ксения Левашова. Часть третья
первая часть вторая часть Мемуары Левашовой прерываются, к сожалению, на 1920-х годах, далее ее жизнь и творчество описываются в формах совсем иной литературы: официальные письма, справки, служебные записки, заявления, газетные заметки и, что ценнее всего – следуя внутрицеховым критериям – каталоги, судя по которым, она ежегодно показывала свои работы на крупных выставках московских художников. Один из последних официальных документов в этой бумажной череде был выдан в 1955 году Ксении Эрнестовне для начисления пенсии. Сухим канцелярским языком подытожено: «Справка. Левашова К.Э. работает в области искусства более 20 лет. Художественно-творческая деятельность в области изобразительного искусства – основной источник её средств к существованию». За этим безликим слогом стоит четверть века жизни в искусстве художницы Левашовой. Корпус работ, сохранившихся в небольшом объеме по сравнению с предположительно утраченными, довольно разнообразен. Это карандашные наброски и пастель, живопись ма
Художница Ксения Левашова. Часть третья
Показать еще
  • Класс
Художница Ксения Левашова. Часть вторая
(начало здесь) Во втором браке с Александром Николаевичем Левашовым у Ксении Эрнестовны появляется сын Мстислав и дочь Алла, но эта полнокровная семейная жизнь не прерывает ее отношений с искусством. Предположительно к 1912 году относится следующее воспоминание их тогдашней соседки по селу в Полтавской губернии Е. Вишневской: «...в один из наших приездов в Фарбовано мы узнали, что Левашов женился на какой-то москвичке, с двумя девочками. Его женой стала Ксения Эрнестовна Купецио, художница. Это была рослая блондинка типа шведки или финки, довольно симпатичная, но не первой молодости. Дочери старшая Ирина, моего возраста, и младшая Ксения. В их доме, выстроенном наподобие современных дач, т. е. одноэтажный, дешевый, деревянный, с большими окнами и очень жаркий, т. к. сильно пропускал солнце, стало пахнуть масляными красками, и повсюду висели полотна. Ксения Эрнестовна главным образом писала пионы белые и розовые». Она не только работает самостоятельно, но успевает позже пройти курс обу
Художница Ксения Левашова. Часть вторая
Показать еще
  • Класс
Художница Ксения Левашова. Часть первая
Воспоминания Ксении Эрнестовны Левашовой-Стюнкель (1885-1961) вышли в 2021-м и не были особо замечены публикой. Сегодня, вспомнив об этой книжке, я с большим удовольствием перелистал ее и перечитал любимые фрагменты. Отличный русский язык, врожденная наблюдательность, яркая личная позиция, художественная одаренность – такое редко совмещается в одном человеке. Который к тому же имел природный талант к занятиям с детьми – как чужими, так и родными. Подтверждение тому – четверо своих детей от двух браков Ксении Эрнестовны, ставших успешными творческими личностями. Публикуемая ниже статья была написана как предисловие к мемуарам художницы и стала первым (и пока единственным) обзором ее творчества. Наше отечество так щедро рождает таланты, что совершенно не бережет их или не интересуется ими. В истории русского изобразительного искусства ХХ века немало художников, которых невозможно считать неизвестными, но биографии их зияют пустотами. Введение в научный оборот таких персоналий напоминает
Художница Ксения Левашова. Часть первая
Показать еще
  • Класс
Итоги года Искусствоведа
Публикация года из истории искусства — статья в каталоге выставки "Новое общество художников". Про выставку в Музее русского импрессионизма здесь. Публикация года о современном реалистическом искусстве Ирины Дрозд и Дмитрия Шорина — в каталоге выставки "Прибытие в место значения". Буду вести экскурсию по этой выставке в фонде культуры "Екатерина", в Москве. Книга года — "Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920–1930-х годов", новый тираж в издательстве "Искусство - XXI век". Самая громкая публикация в моем Дзене — о выставке Никаса Сафронова и его искусстве. Больше 90 000 прочтений, 1500 комментариев. Премьеры лекций Цикл "Из чего сделана русская красота" из четырех лекций был прочитан в Петербурге и начат в Москве, где в новом году планирую его завершить. Видеозаписи этих лекций и другие публикации я выкладываю на Дзене в разделе Премиум. Желающие могут посмотреть их по подписке и этим поддержать работу искусствоведа. Лекция "Плохая и хорошая картина" из
Итоги года Искусствоведа
Показать еще
  • Класс
Показать ещё