Фильтр
Театр в Париже XIX века [История повседневности]
Всё о главном развлечение парижан. Жизнь на сцене и за кулисами во французской столице. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаем наш рассказ про Францию XIX века. Мы уже успели поговорить о женщинах, мужчинах и еде того времени: И даже затронули такую интересную тематику, как культура чтения в Париже (где, как и что читали): Сегодня же пришло время поговорить про главное развлечение столичных жителей в XIX веке — про театр. Лучше всего отношение парижан к театру характеризуется следующими афоризмами: Театры этой эпохи были наполнены зрителями, а зрители полны восторгом. Ф.Н. Глинка Театр здесь любимое и, можно сказать, общее занятие почти всех жителей. Н.С. Всеволожский Театры играли значимую роль в социальной жизни. Десятая часть всех доходов отправлялась на благотворительность и содержание домов призрения. Театры давали работу не только актёрам, но и огромному число пролетариев, обслуживающих этот монструозный организм. Наконец, со всей спецификой общественной жи
Театр в Париже XIX века [История повседневности]
Показать еще
  • Класс
Образ дьявола у И. В. Гёте и М. А. Булгакова [Культурологический анализ]
Что общего у Мефистофеля с Воландом? Рассказ о том, как немец и русский воплотили образ носителя мирового зла в своих произведениях. Общий разговор об архетипе дьявола в культуре. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня спустя значительный перерыв на канале опять говорим о литературе, а вернее, о словесности через призму культурологии. Когда-то давно я уже рассказывал о произведениях Гёте: И даже делал анализ фольклорных элементов в «Мастер и Маргарита»: Нынче же в одной статье встретились оба писателя и вопрос мирового зла (с христианско-европейской точки зрения), воплощённого в дьявола или Сатану. Но сначала поговорим о Враге рода человеческого в контексте культуры. Когда речь заходит об образе дьявола в культуре, мы не можем игнорировать христианское восприятие этого феномена — он неразрывно связан с этой традицией. Да, такие авторы, как Данте, Мильтон, Андреев, Гёте и Булгаков смогли добавить собственное виденье в каноничный образ, однако сам архетип взят из христи
Образ дьявола у И. В. Гёте и М. А. Булгакова [Культурологический анализ]
Показать еще
  • Класс
Ликбез: философия Платона. Часть 2
Продолжение разговора о великом Платоне. Рассказ об этическом, эстетическом и политическом учении древнегреческого мыслителя. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня вновь говорим о Платоне. Эта вторая часть объёмного материала, посвящённого мыслителю. Поэтому, если не читали первую — настоятельно рекомендую начать с неё для полноты картины: Этика Платона строится на природе высшего блага, но главное на том, как это благо осуществляется на практике. Всё идёт от частного к общему: конкретный человек познаёт учение о добродетели, чтобы в конце сформировать общую благостную политику в конкретном обществе. Высшее благо по Платону находится вне мира. Следовательно, и высшая цель нравственности находится в мире сверхчувственном: её можно достигнуть лишь аскетизмом и отречением от всего чувственного. Душа пришла из неземного мира. Жизнь рождает для неё множество бед, которые скрывают истину. Платон, подобно ортодоксальным христианским проповедникам, подчёркивает, что высшая
Ликбез: философия Платона. Часть 2
Показать еще
  • Класс
Жизнь средневекового студенчества [История повседневности]
Всё о быте первых студентов в Западной Европе: как они жили, организовывали своё существование, как к ним относилось общество. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Слово «университет» происходит от латинского «universitas» — «общность» или «корпорация». Также оно созвучно слову universum, что означает «вселенная». Первые университеты появились в Европе XI–XIII веках (например, Болонский, Парижский, Оксфордский) и стали центрами науки, теологии и права. Обучение делилось на факультеты: свободных искусств (грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка), права, медицины и теологии. Студенты изучали труды античных мыслителей и церковных авторитетов, спорили на диспутах, а экзамены сдавали устно. Но мы оставим в стороне великие идеи и околонаучные дискуссии тех времён, а обратимся к конкретному быту простого (или не очень) учащегося. Сегодня речь пойдёт о повседневности, братстве и развлечениях средневекового студента. Становление студенческой жизни
Жизнь средневекового студенчества [История повседневности]
Показать еще
  • Класс
Ликбез: философия Платона. Часть 1
Рассказ об основных сочинениях древнегреческого мыслителя, его учении об онтологии (бытие) и гносеологии (познании). Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Вновь говорим о философии. Сегодня речь пойдёт об одном из самых значимых философов не только Древней Греции, но и всей европейской философии. Поэтому я просто обязан разделить своё повествование о Платоне на несколько частей. В первой части общие моменты, онтология и познание. В следующий раз мы поговорим о более практической стороне вопроса платоновской мысли: о политике, этике и эстетике. Закончим же разговор в третье части, где основной темой станет платоновская академия и его наследие. Всем, кто не знаком с предыдущими выпусками нашего ликбеза по философии, милости прошу: Платон — один из самых изученных и осмысленных философов древности. Причина этого заключалась в том, что ещё при жизни авторитет древнегреческого мыслителя был огромен. Отсюда и огромное количество биографов, на которых ссылаются поздние авторы, вклю
Ликбез: философия Платона. Часть 1
Показать еще
  • Класс
Отношение древних римлян к смерти [История повседневности]
Какое место занимала смерть в повседневности дохристианского Рима? Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Третья статья, посвящённая культурному и социальному восприятию смерти в различных исторических обществах. Предыдущие: Отношение к смерти в древнеримской культуре представляет собой сложный комплекс представлений, ритуалов и социальных практик, которые отражали не только мировоззрение римлян, но и их повседневную жизнь. Смерть в Риме воспринималась как неотъемлемая часть человеческого существования, но при этом она была тесно связана с общественными нормами, религиозными верованиями и социальным статусом человека. В самом основании отношения римлян к смерти находилась странная особенность римской религии, которая является уникальной для культур того времени. Римляне не верили в бессмертие души. Ни эпикурейские, ни стоические школы Рима не содержали учение о перерождении, неделимости и вечности души. В этом, кстати, кардинальное отличие от древних греков, чьи философы, з
Отношение древних римлян к смерти [История повседневности]
Показать еще
  • Класс
Пять мифов о русской кухне [Культурология пищи]
Говорим о культурных и исторических мифах, связанных с отечественной кулинарией. Самая патриотичная статья на канале. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Про Россию и отечественную культуру я пишу нечасто. Дело не в том, что я как-то пренебрежительно отношусь к нашему, а просто из-за специализации на западной культуре повседневности отказываю себе в этом удовольствие из-за банальной нехватки знаний. Иногда, правда, бывают исключения, требующие обращения и к отечественной культуре. Так, например, в рамках своего научного интереса, изучая семиотику и символы смерти в европейской цивилизации, я ознакомился и с русским восприятием смерти в фольклоре. Благодаря этому появилась недавняя статья на Дзене: Но это всё же исключение из правил. А вот что касается еды, её место в повседневности и культурологии пищи мне есть, что сказать и про русскую кухню. Хоть и пришлось поднять старые конспекты и перечитать кое-какие источники. Поговорим мы сегодня о самых распространённых мифах,
Пять мифов о русской кухне [Культурология пищи]
Показать еще
  • Класс
Что и как читали в Париже XIX века? [История повседневности]
Большой рассказ про газеты, книги, цензуру и излюбленные места парижан для чтения. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю свой рассказ об истории повседневности. Сегодня речь пойдёт о чтении. Учитывая специфику культурологии и исторической антропологии, которой я занимаюсь, речь пойдёт не о конкретных книгах, а о типовом досуге и его атрибутах. То есть меня в меньшей степени интересуют романы Бальзака или Стендаля, и в большей степени интересуют афиши, газеты, читальни и т. д. Со спецификой закончили, поэтому можем начинать. Кстати, советую почитать другие материалы на тему Франции XIX века и её истории повседневности: Литераторы эпохи Реставрации описывают Париж как город, где чтение стало всеобщим увлечением. Один из фельетонистов в «Путешествии юного грека в Париж» (1824) отмечает, что в столице Франции даже на улицах можно встретить людей, погруженных в книги: от юных эрудитов с учеными томами до дам, читающих модные романы вроде «Дум» Ламартина. Чтение стало н
Что и как читали в Париже XIX века? [История повседневности]
Показать еще
  • Класс
Ликбез: наследие Сократа — сократические школы
О том, как сократовская мысль выразилась в новых течениях философии. Про самых важных учеников Сократа, кроме Платона. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня я продолжаю свой рассказ о классическом периоде древнегреческой философии. Говорить будем о том, что (и кого) оставил после себя Сократ. Разговор предстоит долгий, но надеюсь, что интересный. У Сократа было много учеников. Многие из них создали собственные школы, породив ещё больше последователей. Однако каждый отдельный мыслитель трактовал философию Сократа по-своему, порождая новые направления. Естественно в рамках одной статьи я не могу упомянуть всех. Кто-то, как Платон требует отдельного материала, а про кого-то, вроде Федона и его Элидо-эретрийскую школу я не в состоянии рассказать, ибо до современности не дошло почти никакой информации. Не буду я останавливаться на учениках учеников, ибо конкретно в этой статье нас волнует преемственность от Сократа, которая с поколениями окончательно исчезает. Однако обя
Ликбез: наследие Сократа — сократические школы
Показать еще
  • Класс
Показать ещё