Фильтр
Самый крупный клад античности-2: соль из Рима и напитки по-гречески
Подлинную историю народа следует искать не на книжных, а на кухонных полках. Почему первым бытовым предметом, который в Древнем Риме стали традиционно делать из серебра, была солонка? Почему именно такие солонки передавали в римских семьях от отца сыну, как символ преемственности поколений? Потому что Рим был основан на доисторической соляной тропе, связывающей Сабинию с устьем Тибра, где добывали это «белое золото». Соль (лат. sal) — это первый в истории консервант. Для жаркой средиземноморской страны, где вся еда портится мгновенно, соль была настолько важна, что ее даже выдавали легионерам в качестве платы за службу. Отсюда, по мнению ученых, и происходит английское слово «salary» — зарплата. Перед вами продолжение рассказа о бытовых, но грандиозных сокровищах, найденных на древнеримской сельской вилле в 2 км от Помпей, где ныне процветает городок Боскореале. В первой части шла речь о высоком — блюдах для бескровных жертвоприношений, свадебных сосудах и философских кубках с пляшущи
Самый крупный клад античности-2: соль из Рима и напитки по-гречески
Показать еще
  • Класс
Самый крупный клад античности: серебро и золото, спасенные Везувием
Если бы не извержение этого вулкана в 79 году н.э., эти предметы из благородных металлов (в основном, посуда) были бы переплавлены следующими поколениями людей. Но пепел сохранил сокровище, а людская алчность доставила его в Лувр. Давайте посмотрим на лучшее из этой коллекции. «Сокровище Боскореале» — официальное научное имя драгоценного собрания. Блюда и кубки, чашки и ложки, кастрюльки и половники (более сотни предметов, 30 кг серебра), а также мешок золотых монет и три зеркальца — были спрятаны на винодельне сельской виллы в 2 км от Помпей в 79 году и найдены в 1895-м. Раньше вокруг этого имения, получившего в современности мелодичное имя Вилла делла Пизанелла, были охотничьи угодья, сады и виноградники. Теперь здесь стоит итальянский городок Боскореале (регион Кампания, провинция Неаполь). Сама вилла, судя по гравировке на большинстве предметов, принадлежала некой даме по имени Максима. Та, в свою очередь, видимо, была дочерью Луция Цецилия Юкунда, толстосума из Помпей. Юкунда мно
Самый крупный клад античности: серебро и золото, спасенные Везувием
Показать еще
  • Класс
Древние иконы Руси в Эрмитаже: 6 важнейших символов
Когда на тебя летит бронированный кулак самой мощной армии в истории человечества — ты готовишь не только пушки и пехоту. Ты вынимаешь из пыльных сундуков ценности того народа, на который надеешься и который выстоит во что бы то ни стало. Обратите внимание на дату основания отдела истории русской культуры в Государственном Эрмитаже: 26 апреля 1941 года. Показательная деталь: отдел русской культуры был последним из череды научно-фондовых подразделений, созданных в национализированном после 1917 года эрмитажном собрании. «Объясняется это основополагающим для эрмитажного собирательства зарубежным вектором», — дипломатично замечает ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея Ирина Александровна Шалина. Фонд эрмитажного отдела — более 300 0000 предметов изобразительного и прикладного искусства. Поздней весной грозового 1941-го сюда передали историко-бытовые коллекции Музея этнографии народов СССР. Уже после войны сотрудники Эрмитажа многое добыл
Древние иконы Руси в Эрмитаже: 6 важнейших символов
Показать еще
  • Класс
Верховный бог Эллады прибыл в Крым: мистика со дна пролива
«Во время исследований у мыса Ак-Бурун подводный отряд Института археологии РАН обнаружил терракотовую голову мужчины (вероятно, божества) в натуральную величину» (цитата из «Известий»). «Это настоящая сенсация в изучении памятников античного искусства Северного Причерноморья, и, пожалуй, для античного искусства в целом» (Сергей Соловьев, РАН). Я проверил: да, это сенсация. И, пожалуй, — послание прямиком из древнего Милета. Это молчаливое лицо — гвоздь, острая эмоция и магнит для глаз в первом зале Керченского музея древностей. 2500 лет сверхъестественное высшее существо с горы Олимп было скрыто под метровым слоем ила на дне Боспора Киммерийского — то есть, Керченского пролива. Но сейчас 2025 год. Несокрушимый и бурный властитель, изобретатель коневодства и бог без своей земли (да видимо, это он — Посейдон) возлег на улице Свердлова, дом 7, в древнем Пантикапее, то есть, в республике Крым Российской Федерации. Его может увидеть каждый, вход в музей на общих основаниях — 150 рублей.
Верховный бог Эллады прибыл в Крым: мистика со дна пролива
Показать еще
  • Класс
Все туфли императрицы Марии Федоровны без нотаций и рассуждений
Оговорюсь: мы посмотрим все туфли вдовы Александра III, оставшиеся в России, в Эрмитаже: 20 пар туфель с бантиками и без, плюс четыре пары кожаных сапожек (есть даже польские!) — есть на что полюбоваться. А еще я вам покажу каску полка императрицы, не смог пройти мимо — с этой каски угрожает недругам удивительно живой двуглавый орел. Давайте сделаем вид, что мы вошли в экспозиционный зал Эрмитажа, где есть только историческая обувь, поясняющие таблички от музея, а на стенах — пара справок об эпохе, в которой вращались эти туфельки и сапожки (и каска!). Я — смотритель этого зала: я буду сидеть в углу на стульчике и тяжело вздыхать. Мария Фёдоровна (Феодоровна), при рождении датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, 14.11.1847-13.10.1928 — российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II. «Туфли — пантуфли, легкая обувь, прикрывающая лишь боковыя части ступни и пальцы, часто безъ каблука», — дает определение энциклопедия тех лет. Дочь
Все туфли императрицы Марии Федоровны без нотаций и рассуждений
Показать еще
  • Класс
Пеньюар, капот нарядный и платье траурное: судьба императрицы в ее нарядах
«Костюмы, как зеркало, отразили ориентацию вкусов русского общества то на Германию, то на Францию или Англию. Один из самых блестящих в Европе, русский императорский двор сочетал в себе западноевропейские и восточные влияния и при этом всегда сохранял национальный колорит», — таким текстом встречала посетителей табличка у входа на выставку «Придворный костюм из собрания Эрмитажа». Посмотрим на это? «Русский двор — это срез жизни высших слоев общества, где наиболее ярко проявились характеры отдельных личностей, где постоянно происходила борьба нового со старым», — дополняла свой рассказ поясняющая табличка. Да, хорошо. Для чистоты картины мы обратим внимание на характер отдельной личности — одной из самых сильных и мудрых в династии Романовых. Возьмем, то есть, платья императрицы Марии Федоровны, побывавшие на той выставке в Государственном историческом музее весной 2021 года. И разложим мемориальные ценности по биографии этой хрупкой женщины из чужой страны, которая теперь лежит под
Пеньюар, капот нарядный и платье траурное: судьба императрицы в ее нарядах
Показать еще
  • Класс
Сенсация, что это дожило и счастье, что это — наше: древнеримское стекло в Анапе
И я даже усилил бы акценты: это удивительное прозрачное выдувное античное стекло начала нашей эры, свидетельство победы человека над природой и обстоятельствами. Мастера древнего мира шли к этой технологии не менее двух тысяч лет. Страбон, историк первых дней Римской империи, отдельно описывал такое стекло как феномен своей эпохи. А теперь эти фиалы и бутылки тихо наполняют собой витрины в музее российского детского курорта Анапа. Это ребристая фиала из бесцветного прозрачного стекла, 12 см в диаметре. І век нашей эры — тот самый период, когда Анапа стала вассалом Рима. Тогдашняя Анапа, конечно. Богатый город на этих берегах стоит уже не первое тысячелетие — уже никто и не помнит, сколько. Здесь была столица древних синдов, владевших Северным Причерноморьем с 3 тысячелетия до нашей эры. С 4 века до н.э. город носил имя Горгиппия и входил в состав греко-синдского Боспорского царства. На рубеже эр Боспор Киммерийский заняли римские войска и местные цари приняли новое династическое имя 
Сенсация, что это дожило и счастье, что это — наше: древнеримское стекло в Анапе
Показать еще
  • Класс
«Мы остаемся свободным народом»: послание Леонарда Пелтиера, Первого человека Черных холмов
«Мы сотканы из любви, достоинства и свободы, которую они не смогут постичь...» Байден, в наследие сходя, смягчил наказание борцу за права индейцев Леонарду Пелтиеру – тот уже 49 лет за решеткой. Посмотрим, с какими предметами выходил Хакасский комитет в защиту Пелтиера в 1988 (!) году на митинг в Абакане. Но сначала узнаем, в каком настроении Леонард переезжает домой. Было зачитано на 55-м ежегодном Национальном дне траура в Плимуте, штат Массачусетс, 28 ноября 2024 г. Перевод канала КВ, источник Worker’s World Приветствую вас, мои родственники, друзья, любимые и сторонники. Я польщен тем, что вы все еще думаете обо мне, верите в меня, молитесь за меня и хотите услышать мои слова. Прошло более 400 лет с тех пор, как поселенцы явились «цивилизовать» нас. Мы были первыми рабами в этой «великой стране», построенной на украденной земле и украденным трудом – украденными жизнями Они начали с того, что увезли нашу кровь, наших детей в Испанию. Король и королева Испании тогда полюбили наших д
«Мы остаемся свободным народом»: послание Леонарда Пелтиера, Первого человека Черных холмов
Показать еще
  • Класс
Тайное «Простите!» забытого художника античной эпохи: как мы его с вами нашли
Античность, тем более, черноморская — это бездна. Если внимательно заглянуть в нее — из бездны полезут такие истории, что становится зябко. На обложке этой публикации — рисунок с внутренней стенки известнякового саркофага, найденного в 1910 году близ Пантикапея, ныне Керчь. Во тьме веков неистово пляшут какие-то существа пострашнее людей. Что за послание они передают сквозь два тысячелетия? Саркофаг изготовлен и раскрашен в 1 веке до н.э. в столице Боспорского царства Пантикапее, это нынешняя Керчь. Теперь он стоит в 116 зале Государственного Эрмитажа в северной столице России. Давайте тайком заглянем в него, чтобы все увидели. Мы увидели мастерскую греко-римского художника античной эпохи с поправкой на ветреный климат черноморской колонии. Это Боспорское царство, Таврида, восточный Крым. То есть и в целом холодно, и время от времени в ноябре такой ветер налетает с северо-востока, что лодки в порту покрываются слоем льда. В таких условиях художник вынужден публично носить штаны! В Р
Тайное «Простите!» забытого художника античной эпохи: как мы его с вами нашли
Показать еще
  • Класс
Показать ещё