Фильтр
Классика в физмат классе
Я учился в физико-математическом классе Тульской Классической Гимназии №1. И хотя русский язык и литература были для нас не самыми важными предметами, эти уроки всегда были интересными. Во-первых, в них отсутствовал тот соревновательный нерв, который был на уроках физики и математики. Во-вторых, на них иногда случались такие события, о которых я вспоминал и после окончания школы. ...Как-то в 6 классе нам задали выучить стихотворение Пушкина на выбор. У меня, как и у большинства одноклассников, критериев для выбора было два: не больше трёх четверостиший и чтобы была запоминающаяся рифма. То есть на самом деле критерий был один: главное, чтобы стихотворение было легко выучить. С одним или двумя четверостишиями точно ловить было нечего – Ирина Михайловна заранее предупредила, что «это не серьёзно». Я благополучно что-то выучил и рассказал стих в самом начале занятия. Всё-таки фамилия на букву «А» вынуждает быть готовым первым принять бой. Оставшуюся часть урока я расслабленно слушал произ
Классика в физмат классе
Показать еще
  • Класс
Стать Борисом Трушиным? Или лучшим портным на улице?
1. Из интервью с преподавателем математики о путях развития начинающего педагога: “Как стать успешным преподавателем? Это просто. Вам нужно вести социальные сети с несколькими сотнями тысяч подписчиков. Вести ежегодные массовые занятия по подготовки к ЕГЭ и олимпиадам. Создавать уникальные учебные материалы. Иметь безусловный авторитет не только среди школьников, но и среди преподавателей. Быть экспертом ЕГЭ. Иметь научную степень. Придумывать задачи для экзаменов и олимпиад различного уровня. Иметь более чем 20-летний опыт преподавания. Написать несколько учебников и популярных пособий для школьников. [после некоторой паузы] ...Короче, вам нужно стать Борисом Трушиным”. 2. В репетиторском чате полгода назад провели опрос среди коллег-математиков: «Кого вы считаете наиболее авторитетным видео-автором?». В анкете было десять вариантов ответа. Первое место в этом рейтинге занял Борис Трушин. Он набрал больше половины всех голосов. Следующий по рейтингу отстал более чем в два раза. Я не б
Стать Борисом Трушиным? Или лучшим портным на улице?
Показать еще
  • Класс
Застрявшие в таблицах и схемах
Для начала отрывок из экспертного заключения академика В.А.Васильева по одной известной линейке школьных учебников по математике: «Исключительно вредной частью этих учебников является огромное количество задач, в условии которых требуется непременное построение условных «схем», «таблиц» и «чертежей» (не путать с чертежами и таблицами в стандартном разумном смысле!) для решения задач с условием (причем все эти задачи сами по себе исключительно примитивны – других принципиально не дается). Эти «схемы» – это условная визуализация образов, возникающих при решении таких задач: символы кусочков, из которых составляется величина-ответ в терминах величин-данных. Надо сказать, что большинство авторов учебников на ранних этапах своих курсов пользуются такими схемками для объяснения способов решения, и возможно, что в некотором минимальном количестве они даже полезны. Но в данных курсах грандиозная и изощренная теория этих самых «схем» становится важнейшим разделом, и эти схемы превращаются в сам
Застрявшие в таблицах и схемах
Показать еще
  • Класс
О задачах на концентрацию
Итак, поговорим о задачах на концентрацию. Рассматривать их будем в первую очередь с позиции частного преподавателя и лишь для 8-11 классов. Для коллег, которые работают с 6-7 классами в школе, многие советы будут неактуальными. Задачи на концентрацию – это, пожалуй, самый трудный тип текстовых задач. Как правило, средний старшеклассник, который готовится к профильному ЕГЭ, может помнить как решаются стандартные задачи на движение и на производительность. Но при этом задачи на концентрацию могут получаться у него далеко не всегда. Здесь такая закономерность: если ученик умеет решать задачи на концентрацию, то почти всегда он умеет решать задачи на движение и производительность. И это несмотря на то, что это вроде бы не связанные темы. В обратную же сторону подобное не всегда работает. Трудность задач задач на концентрацию связана с тем, что она сама опирается на сложную тему Проценты. Задачи на проценты хуже алгоритмизируются из-за того, что приходится иметь дело с относительными велич
О задачах на концентрацию
Показать еще
  • Класс
Сложный социальный контекст. Геометрия в психбольнице.
В моей репетиторской практике были разные необычные уроки. Например, я проводил урок для шкафа. Это когда ученик спрятался от меня в шкафу и отказывался выходить. В той ситуации пришлось выкручиваться и играть с учеником в его игру: «Уважаемый шкаф, скажите, а сколько будет 14*5?». А шкаф после некоторого раздумья отвечал мне детским голосом «70!». Или полугодовой курс подготовки к ЕГЭ в интернате. Тогда мы с учеником ежедневно просыпались в 4:45, чтобы начать заниматься в 5:00. В 7 часов начиналась основная жизнь учреждения, но до этого никто нас за два часа не беспокоил. Это были очень атмосферные уроки. Из нашего окна мы всегда встречали красивый рассвет. А объяснение тригонометрических уравнений частенько сопровождалось утренним пением петухов. Но, пожалуй, самое запоминающееся индивидуальное занятие было у меня всё же в роли школьного учителя. Чтобы понять весь контекст, продолжу рассказ про мои классы в школе. У меня была параллель шестых классов. Считалось, что для молодого педа
Сложный социальный контекст. Геометрия в психбольнице.
Показать еще
  • Класс
Сложный социальный контекст. Загадка четвёртого урока.
Как я писал в прошлой статье, в школе мне досталась параллель шестых классов. И конечно, как и у большинства молодых преподавателей обычных школ, на первый план у меня вышли вопросы, связанные с дисциплиной на уроках. Тяжелее всего было с 6Б классом, в котором была группа активных хулиганистых парней. И как минимум раз в неделю с ними случались разные происшествия на занятиях. Особенно выделялся своим поведением мальчик Илья (имя я, как всегда, изменил). Его невозможно было не заметить в классе. Он был на голову выше остальных учеников, но при этом был сильно худощавым. Говорил мало, но громко. Скорее его речь была похожа на последовательные вскрикивания. На всё это наслаивались дефекты речи, из-за чего не всегда удавалось понять, что он говорит. Друзей среди одноклассников у него не было. Его побаивались и старались не заводить с ним близкого знакомства. Он единственный сидел на задней парте без соседа, т.к. остальные школьники просто отказывались сидеть с ним рядом. Нет особого смысл
Сложный социальный контекст. Загадка четвёртого урока.
Показать еще
  • Класс
Сложный социальный контекст. Сломанная таблица умножения.
В записях группы я в основном описываю свой репетиторский опыт и обобщённый опыт коллег. Про мою работу в школе в постах почти не было упоминаний. Но раз в прошлых статьях мы заговорили про сложные случаи, то тут будет уместно поделиться и некоторыми школьными историями и наблюдениями. Как раз в школе я сталкивался с проблемными ситуациями гораздо чаще, чем при работе репетитором. Мой школьный стаж совсем небольшой. Я успел проработать в школе лишь год. Это была обычная общеобразовательная школа в областном центре недалеко от Москвы. Однако негласно она входила в список школ с так называемым сложным социальным контекстом. Чтобы было понятно, о чём идёт речь. В середине учебного года в области провели широкое исследование атмосферы в школах. Проверяли буллинг, кибербуллинг, отношение школьников к учителям, отношение учителей к школьникам и прочие важные, но внеучебные параметры. Результаты этого мониторинга были непубличными, но позже я узнал, что наша школа занимала в этом рейтинге тре
Сложный социальный контекст. Сломанная таблица умножения.
Показать еще
  • Класс
Так отказываться от занятий или нет?
Вот мы и подошли вплотную к вопросу, который месяц назад вызвал в публичном пространстве бурю эмоций среди коллег-репетиторов по математике. Так нужно ли отказываться от занятий, когда репетитор видит, что ученик не делает домашнее задание, списывает с ГДЗ и вообще, если занятия кажутся преподавателю неэффективными? И можно дополнить ещё другими уточняющими вопросами, которые мы с коллегами затронули между собой по следам этой дискуссии. В каком случае лучше продолжать занятия, а когда лучше отказаться? Что является достаточным основанием для прекращения занятий? Имеет ли право преподаватель закончить занятия, хотя формальных причин для этого нет? Как экологично прекратить занятия? Начнём с того, что каждый человек волен поступать так, как он считает нужным. К примеру, пару месяцев назад в группе была статья про сливы Дальнего Востока. Я всячески не рекомендую молодым коллегам в день экзамена вставать с утра и судорожно разбирать свежие варианты ДВ. Однако никакого строго запрета нет и
Так отказываться от занятий или нет?
Показать еще
  • Класс
Занятия неэффективны
Наконец, поговорим и об эффективности занятий. Тем более в двух прошлых статьях именно сквозь призму эффективности мы рассматривали и невыполненное ДЗ, и списывание с ГДЗ. Прежде всего нужно определиться, кто именно считает занятия неэффективными, кто даёт им оценку. Эффективность может трактоваться по-разному как со стороны педагога, так и со стороны родителей или ученика. Если мы говорим про слова именно преподавателя про неэффективность занятий, то тут возникает вопрос, а как он считает эту эффективность, с чем или с кем сравнивает? У опытного репетитора обычно есть привычная схема работы, а также некоторая насмотренность и «напедагогиченность». Он примерно представляет, что ученики определенного уровня и с определённым количеством занятий в неделю будут показывать примерно схожий прогресс в достижении учебных целей. Если продвижение незначительное по сравнению со схожими ситуациями в прошлом, то преподаватель для себя делает выводы. Малоопытным репетиторами сложнее, т.к. они пока н
Занятия неэффективны
Показать еще
  • Класс
Показать ещё