Фильтр
«Вся Европа против нас»: пророческие слова 60-летней давности
«Гляди, какая громадная сила — вся Европа! И вся против нас». Эти удивительно современные слова прозвучали в фильме, вышедшем в прокат ровно 60 лет назад, в апреле 1965 года. Причастны к его созданию была два автора: писатель и сценаристы Павел Нилин и режиссёр Виктор Туров. И если первый был уже человеком с именем, известным в литературной и кинематографической среде, то о Викторе Турове ещё никто не знал — он недавно окончил ВГИК и только начинал путь в кино. Однако эта его дебютная работа сразу же привлекла внимание коллег и кинокритиков, показав, что в советском (а если более узко, то в белорусском) кинематографе появился молодой интересный режиссёр, для которого война — тема личная и важная. И в дальнейшем Виктор Туров действительно не раз будет к этой теме возвращаться в творчестве. Ну и первой его лентой была драма «Через кладбище», в которой собственно войны в виде сражений нет, а есть неспешная история юного партизана, которому предстоит выполнить непростое задание фактически
«Вся Европа против нас»: пророческие слова 60-летней давности
Показать еще
  • Класс
Американцы полетели на Марс, но чуть не упали на Солнце
Героям советской фантастической ленты «Небо зовёт» (1959) пришлось пережить массу приключений от полёта к Марсу до посадки на астероид без топлива. Авторы фильма, который вышел спустя всего пару лет после легендарного полёта в космос первого искусственного спутника, были настроены очень оптимистично и показали в кадре космическую станцию, на которой обитают десятки людей. Но хоть в картине и не оговаривается время действия, в духе конца пятидесятых показаны и идеологическое противостояние СССР и США, и продолжающаяся космическая гонка между странами. Сейчас «Небо зовёт» выглядит очень наивно, где-то даже сказочно, особенно в технической части, но, уверена, в своё время он заставил тысячи молодых людей задуматься о выборе профессии, связанной с изучением и покорением космоса. Итак, 1958 год. Годом ранее произошло событие, изменившее ход истории, — 4 октября 1957 года СССР запустил на орбиту спутник «Спутник-1». Начала сбываться тысячелетняя мечта человечества о покорении космоса, и, ко
Американцы полетели на Марс, но чуть не упали на Солнце
Показать еще
  • Класс
Улыбка сквозь боль. Как трагедию назвали пародией
Драму «Когда человек улыбнулся» (1973) планировал снимать режиссёр Виктор Ивченко. Он написал сценарий и пригласил на главную роль своего ученика Ивана Миколайчука, но всё изменила трагедия. Режиссёр поехал выбирать натуру для съёмок, но не успел ничего сделать: жизнь Виктора Ивченко унёс очередной инфаркт. К счастью, дело взял в руки его сын Борис, тоже связавший жизнь с кино. В картине «Когда человек улыбнулся» тоже есть трагический поворот: двое героев теряют любимых людей и вынуждены с нуля выстраивать собственные жизни. Борис Ивченко впервые попал на площадку старшеклассником, дебютировав в качестве актёра в эпизоде отцовского фильма «Ч. П. — Чрезвычайное происшествие» (1958). После школы Борис окончил режиссёрский факультет Киевского института театрального искусства и в 1968 году снял свой первую полнометражную ленту по сценарию отца «Аннычка» (1969). Работая над ней, Борис Ивченко сблизился с Иваном Миколайчуком, с которым учился на параллельных курсах, и потом много раз снима
Улыбка сквозь боль. Как трагедию назвали пародией
Показать еще
  • Класс
Фашисты расстреляли его детей, но он остался партизаном №1
Батька, герой одноимённого фильма, в кадре ни разу не называется по имени, но каждый представитель военного и послевоенного поколения особенно жители Беларуси, знают, о ком идёт речь. Это Минай Шмырёв, герой Первой мировой и Гражданских войн, в мирные годы — директор фабрики, а потом — глава крупнейшего партизанского отряда Беларуси, Герой Советского Союза. Главный герой фильма «Батька» (1972) не списан с Миная Шмырёва, это он и есть. И через года он пронёс трагедию, которая случилась с ним в 1942 году: тогда фашисты убили четверых его детей, двух дочерей и двоих сыновей. Но Батька не сломался и сумел продолжить сопротивление, а его партизанский отряд спас жизни тысяч людей. Клуб «Советские фильмы» в Telegram Сценарий фильма «Батька» написал Ростислав Шмырёв, белорусский актёр, уже имевший в активе массу ролей. Ростислав Шмырёв — пасынок Миная Шмырёва, которого тот усыновил после женитьбы на его матери. После гибели детей Минай нашёл понимание и личное счастье во втором браке с пар
Фашисты расстреляли его детей, но он остался партизаном №1
Показать еще
  • Класс
«Эй, кто-нибудь!». Одинокий голос из тюремной камеры
Режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин вместе сняли три фильма, и два из них ещё в студенческие годы. Впервые они поработали вместе, создавая курсовую короткометражку, а потом в дуэте сняли и короткометражку дипломную. Это была лента «Эй, кто-нибудь!» (1962), и реакция коллег Смирнова и Яшина на неё было неоднозначной. Лента получилась камерной в самом прямом смысле (действие происходит в тюрьме) и поистине антропоцентрической: в центре сюжета здесь герой с резким индивидуалистическим взглядом на жизнь. Сценарий для фильма написал Андрей Смирнов, дебютировав в этом качестве. А основой стала пьеса «Эй, кто-нибудь!» американского драматурга Уильяма Сарояна, написанная им в 1941 году. Позже Борис Яшин говорил, что вдохновлялись они с Андреем Смирновым американской кинодрамой «12 разгневанных мужчин», откуда позаимствовали ряд приёмов, включая аскетичность и статичность обстановки и ограниченное число персонажей. И персонажей тут всего три, причём третий появляется уже почти в финале. В
«Эй, кто-нибудь!». Одинокий голос из тюремной камеры
Показать еще
  • Класс
Алмаз влюблённым не товарищ
Отсидевший зэк Иван Гущин завязал с прошлым и теперь честно трудится в карьере шофёром. А ещё у него есть любимая женщина — честная, открытая, прямолинейная Мария, которая ничего не знает о криминальном прошлом Ивана. Казалось бы, ничего не сможет помешать счастью взрослых и уверенных друг в друге людей. Но внезапно тюремное прошлое Ивана оживает. Это сюжет детективной мелодрамы «Алмазы для Марии» (1976), которая в своё время была очень успешной, но с годами почему-то стала забываться. При том, что в картине, снятой режиссёрским дуэтом, состоящим из опытного кинематографиста и молодого режиссёра, задействован отличный актёрский состав, а в главной роли блеснул Владимир Гусев. Сценарий для фильма написал писатель Юрий Скоп по своей же повести «Алмаз “Мария”», опубликованной в 1972 году. Для писателя это был первый опыт создания сценария, позже Юрий Скоп напишет ещё один сценарий и больше для кино работать не будет. Постановкой занялись Олег Бондарев и Владимир Чеботарёв. Для Олега Бонд
Алмаз влюблённым не товарищ
Показать еще
  • Класс
«С такой красивой девахой я б полетел по миру птахой»
Такие «поэтичные» слова были адресованы главной героине военного фильма «Тайная прогулка», который вышел в 1985 году, когда отмечалось 40-летие Победы. Несмотря на вроде бы романтическое название, картина рассказывала вовсе не о беззаботном путешествии, а о серьёзной операции, случившейся в 1942 году. Кинокритик Мирон Черненко в рецензии, опубликованной в журнале «Спутник кинозрителя», сразу раскрыл карты и написал: «… не будет на экране прогулки, будет опасный, кровавый тяжкий солдатский рейд по вражеским тылам, будут кровь и пот, будут слёзы и грязь». Сценарий «Тайная прогулка» написали два автора, для которых он стал первым и единственным: журналист и редактор Ефим Клёнов и председатель Госкино Киргизии Шаршен Усубалиев, сам принимавший участие в войне. Интересно, что один из героев сюжета — киргиз, и, возможно, отчасти образ этого героя сконструирован на основе личных воспоминаний Шаршена Усубалиева о войне. Режиссёром фильма стал Валерий Михайловский, который в игровое кино пришёл
«С такой красивой девахой я б полетел по миру птахой»
Показать еще
  • Класс
Возмездие пришло: белый шериф-расист стал чернокожим изгоем
Фильм «Бумеранг» (1981) — это смесь политического кино и фантастики: в реальную ситуацию там вмешивается медицинский эксперимент, полностью меняющий реальность главного героя и превращающий его из влиятельного городского политика в несправедливо обвинённого и преследуемого полицией человека. Мало того, в ходе эксперимента шериф внешне превращается в своего врага, поменяв тело и цвет кожи! Заинтригованы? Сценарий «Бумеранг» принадлежит Александру Лапшину, сценаристы, начинавшему в спортивном жанре. В его активе к началу восьмидесятых было уже несколько добротных картин, но, пожалуй, наибольшую известность ему принесли картина «Скворец и лира» (1974), в котором последнюю роль сыграла легенда советского кино Любовь Орлова, и спортивная драма «Чудо с косичками» (1976) о спортивной гимнастике. А поставил «Бумеранг» режиссёр Виктор Прохоров, которого можно одновременно называть и начинающим кинематографистом, и опытным. Начинающим Виктор Прохоров был потому, что «Бумеранг» — это его дипло
Возмездие пришло: белый шериф-расист стал чернокожим изгоем
Показать еще
  • Класс
Это было за 4 дня до конца войны на Чёрном море
С этих слов начинается военная драма «Прощай» (1967), рассказавшая о событиях 1944 года, когда советские моряки сражались за освобождение Севастополя. «Прощай» — единственная режиссёрская работа Григория Поженяна, писателя, поэта, сценариста и участника войны. В 1960 году вышел фильм «Жажда» по сценарию Поженяна, который поразил зрителей достоверностью. И это неудивительно: Григорий Поженян сам был участником тяжёлых боёв за Одессу и немногим из тех, кто остался в живых. «Жажда» стала одним из лидеров проката, и на фоне такого успеха писатель решил сам стать режиссёром и создать полностью авторскую ленту, где он был бы и автором сценария, и режиссёром, и поэтом. К затее Григория Поженяна его знакомые, в том числе из кинематографического мира, отнеслись скептически, всё-таки он не имел никакого опыта работы на съёмочной площадке. Но, как ни странно, снимать Поженяну действительно разрешили, сценарий «Прощай» приняла Одесская киностудия, на которой ранее вышла «Жажда». Сам автор о буд
Это было за 4 дня до конца войны на Чёрном море
Показать еще
  • Класс
Самый неизвестный мюзикл Светланы Дружининой
Производственная тема и, конечно же, любовь — вот главные линии этой мало кому сегодня известной музыкальной ленты. Для режиссёра Светланы Дружининой это была вторая полнометражная картина и первая в музыкальном жанре, в котором она станет работать и дальше. Но, похоже, это как раз тот случай,, когда первый блин вышел немного комом. Итак, летний фильм, где много солнца и моря, «Солнце, снова солнце» (1977). В основе сюжета — повесть писателя Дмитрия Холендро «Свадьба», вышедшая в 1967 году. Светлана Дружинина впервые выступила здесь как соавтор сценария, вторым сценаристом была сам Дмитрий Холендро. Действие происходит в рыболовецком посёлке Аю на Азовском море. Главные герои — Саша Таранец, симпатичный и трудолюбивый бригадир, и девушка Тоня, в которую он влюблён. У Тони строптивый характер, ухаживания Саши она принимать не желает и твёрдо убеждена, что рядом с ней может быть только самый лучший парень. И вот Саше подворачивается случай стать героем. Дело в том, что сейчас люди пр
Самый неизвестный мюзикл Светланы Дружининой
Показать еще
  • Класс
Показать ещё