Пространство искусства: эссе
Взять в руки кисть и создать подлинный шедевр может только художник. Потратить энную сумму денег и организовать выставку картин может любой состоятельный человек. Выйти в сеть и создать отзыв о том или ином арт-пространстве способен всякий индивид, обученный грамоте. Художник — всегда художник. Картинная галерея — не всегда собрание шедевров. А современный обзорщик с высокой долей вероятности не является компетентным специалистом. Куда я клоню — понять нетрудно. Проблема арт-пространства и прежде стояла весьма остро. Сегодня она вопиёт аки Кассандра. В роли экипажа троянского коня — любители цельнотиснутых материалов из Википедии, «переваренных» нейросетями. В незавидной роли троянцев, очнувшихся посреди информационного пепелища, — мы с Вами. А как всё хорошо начиналось! Свежие, актуальные темы в рамках учебных программ. Профессора, вынужденные спорить с собственными студентами на просторах сети. Горизонтальные и диагональные связи внутри экспертного сообщества, рушащие монополию забро
Пространство искусства: эссе
Показать еще
  • Класс
Художник Семен Никифоров: суть вещей
Семён Гаврилович Никифоров (1877—1912) — русский художник, портретист и жанрист. «Всеми забытый и рано ушедший ученик Серова» — вот то, что расскажут Вам о Семёне Гавриловиче Никифорове сухие строки сетевых источников. Художник, сдруживший французскую технику моментального чувства и созерцательную традицию русской школы, — вот что скажем мы. Мы назовём его мастером необычайно плавных, изящно круглящихся мазков, огласившим сонные чертоги классической жанровой и портретной живописи лёгкими, едва различимыми, но оттого не менее свежими нотами модерна. Назовём реалистом, проникавшим в суть вещей и природу явлений не хуже гениального Серова, но писавшим правду жизни с бескомпромиссной, почти болезненной прямотой. Скульптором ярких, умело и споро вылепленных образов, обожжённых в горниле психологизма, оттенённых серыми и карими тонами повседневности, переданными зрителю с пылу-жару. Тёплыми, твёрдыми, хрупкими... Лучше всего специфику творчества художника Никифорова удаётся проследить в его
Художник Семен Никифоров: суть вещей
Показать еще
  • Класс
Парадоксы Густава Климта
Густав Климт ( 1862, Вена —1918, Вена) — австрийский художник и декоратор, один из самых ярких представителей венского модерна. Живопись Климта — череда парадоксов. Исполненная психологизма и броской эстетики, она не имеет связи с живой природой. Происходит из синтеза работ древних мастеров Средиземноморья, Междуречья, Японии. Вдохновлена позолоченно-парчовыми творениями венецианцев периода кватроченто (Кривелли), пронизана навязчиво-бледными тонами голландских и бельгийских (Тороп, Кнопф) символистов. В руках любого другого художника подобная рафинированная эклектика не имела бы шансов на выживание. У Климта не было, да и не могло быть творческого единомышленника или стилистического двойника. Только скромные последователи и малочисленные подражатели. Живопись Климта бесконечно чувственна, но лишена ксенофильной толерантности, характерной для большинства европейских художников той эпохи. Красавицы Климта до угловатости стройны, но их плечи и бёдра круглятся плавностью линий, образованн
Парадоксы Густава Климта
Показать еще
  • Класс
Мир личных переживаний: современный импрессионизм
Современный импрессионизм разрешил самому себе быть эмоционально невесомым. Демонстративно избегающим любого социального контекста. Беззаботно дрейфующим в лучах яркого света и купающимся в ауре чистого цвета. Даже там, где мазок современного импрессиониста широк и рельефен, объекты и явления всё равно плывут над холстом и левитируют над бумагой. Как беззаботные облака в погожий летний день. Даже в тех его композициях, где превалируют прямые линии и насыщенные цвета, на помощь приходят выверенные ритмы, приятные глазу контрасты и фирменная обобщённость. Всё — ради превращения эмоционального в нарративное, интригующего — в занятное, масштабного — в уютное... Современный импрессионист стал врачевателем душ, измученных эманациями культуры постмодерна. Причём никто не успел заметить, когда и как это произошло. Никто не стал возражать против такого «перепрофилирования» современных импрессионистов. И некогда самое скандальное и прорывное течение живописи мало-помалу превратилось в тихую гава
Мир личных переживаний: современный импрессионизм
Показать еще
  • Класс
Поиграем в декаданс: художник Габриэль Макс
Габриэль Корнелиус Риттер фон Макс (23 августа 1840 – 24 ноября 1915) - австрийский художник, родившийся в Праге, профессор исторической живописи Королевской академии изящных искусств Зрелая живопись Габриэля Макса по-своему уникальна и шедевральна. Вот только уникальность эта мало кому приходится по душе. Любоваться его картинами сколько-нибудь продолжительное время — всё равно что заблудиться в замке с привидениями. Или начитаться на ночь глядя пугающих историй Стивена Кинга, которые затем явятся Вам в тревожных видениях. Страшные сны... Да! Вот отличная параллель со специфической атмосферой поздних произведений Макса! Что вполне объяснимо. Пластика его героев выразительна, однако не подразумевает никакого явного движения. Их ясные глаза пусты, а во взорах то и дело мелькают безумие, отчаяние, обречённость. Очаровательно-пугающие улыбки моделей Макса сделали бы честь любому киношному вампиру. А подчеркнуто бледная кожа, изысканно блёклые фоны и нуарный антураж довершают ауру декаданс
Поиграем в декаданс: художник Габриэль Макс
Показать еще
  • Класс
Художник Уильям Хогарт
Уильям Хогарт (10 ноября 1667 — 26 октября 1764) — английский художник, гравёр, живописец-сатирик, критик и карикатурист. В старой доброй Англии всё шло своим чередом Революция снимала тонкий слой гуманизма с общественной морали, аки вольные шервудские браконьеры — оленью шкуру. Покровитель гениального Ван Дейка, король Карла I, стараниями Оливера Кромвеля окончательно потерял голову. Штурмовались (впервые со времён средневековья) шотландские замки. В страхе удирали за океан толпы ирландцев. И выжидали своего часа хитрые французы... Красивая аристократическая культура красиво же разрушалась Прямо по проверенному голландскому сценарию XVI века, когда там происходило нечто схожее. А деятели искусства, как и в Нидерландах, шли на службу к нуворишам. Долго ли, коротко ли, жанристика английских художников превратилась в иллюстрированные анекдоты, стремясь потрафить вкусам дорвавшихся до власти буржуа. Славя разнузданность и низкопробный юмор. Портреты нервически-изящных дворян сменились изо
Художник Уильям Хогарт
Показать еще
  • Класс
Двадцать картин импрессионистов: угадайте автора
Воскресенье. Выходной. Викторина. Обожаем свою работу! Вот и готово очередное испытание. Согласно концепции канала «Живопись», общее количество вопросов осталось прежним — двадцать. Но количество предлагаемых вариантов ответа выросло на один пункт. По умолчанию предполагается, что выбирать из трёх вариантов всегда сложнее, чем из двух. Однако это не совсем так. Вернее, это не совсем так именно в нашем с Вами сегодняшнем случае. Дело в том, что у двух неверных вариантов ответа всегда есть нечто общее. Сколь бы мы, коварные составители теста, не пытались Вас запутать 🕸️, одна из трёх версий всегда будет немного сомнительнее, нежели прочие. Как бы тщательно мы не прорабатывали материал... А поскольку темой сегодняшней викторины станут работы классиков импрессионизма, опытному глазу всегда (ну или почти всегда) будет очевидно, чей авторский стиль менее всего соответствует предложенной картине. Затем в игру вступает банальная логика. Из трёх художников двое так или иначе будут технически,
Двадцать картин импрессионистов: угадайте автора
Показать еще
  • Класс
Моя маленькая слабость: художник Мориц фон Швинд
Мориц Людвиг фон Швинд (1804 Австрия — 1871 Бавария) — австрийский и немецкий живописец, акварелист, рисовальщик и литограф позднеромантического периода и бидермайера Картины Морица фон Швинда — моё маленькое постыдное удовольствие. Так уж сложилось. И я не собираюсь комплексовать по этому поводу. Ну а что? Некоторым филологиням нравятся почитывать бульварные романы. Некоторые фито спортивного вида девушки заедают стрессы конфетами. Многие балерины за кулисами дымят как паровозы и слушают сомнительный репчик. А одна моя знакомая эксперт(ка/эсса/иня?)-культуролог, известная широкой публике исключительно прямой осанкой и изящным слогом, умеет ругаться нехорошими словами пять минут подряд, ни разу при этом не повторившись! Так что добро пожаловать в мир некрупных, неброских, не впечатляющих техникой исполнения картин, написанных одним из самых слабых последователей Жака Луи Давида и Кронаха. На этих полотнах не счесть заимствований. Работа с цветом в лучшем случае посредственна. Работа с
Моя маленькая слабость: художник Мориц фон Швинд
Показать еще
  • Класс
Художник Ричард Эстес: заявка на совершенство
Ричард Эстес (1932, Кевани) — художник, работающий в стиле фотореализма. Эти картины — своего рода заявка на совершенство. Комментарий к идеально структурированной реальности. Стерильное поле эксперимента, золотая клетка для нашего художественного вкуса. С другой стороны, эти картины полны намеренных искажений перспективы. Отказа от изображения культовых достопримечательностей и знаковых мест. В них — хаос отражений, превращение элементов реальности в натуральные узоры и орнаменты, прямо по заветам абстракционистов. В них — остроумная деконструкция правил и законов, по которым работает наше восприятие. А иногда — приглашения на экскурсию по зловещей долине* нашего собственного воображения. Есть нечто крайне соблазнительное в самой идее сокрытия единичного мазка от взгляда зрителя. В отказе от тирании одноточечной перспективы. В стремлении то и дело разбивать композицию на непохожие друг на дружку части, а после — заставлять их контрастировать меж собой. Фотореализм Ричарда Эстеса — как
Художник Ричард Эстес: заявка на совершенство
Показать еще
  • Класс
Художник Алексей Савченко: свой реализм
Алексей Савченко (1975, Сергиев Посад). Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников. Хорошего современного живописца реалистического толка отличает изрядная смелость. Ибо мастеру достоверного пейзажа, портрета или натюрморта не спрятаться от критики за многослойной иронией коллеги-постмодерниста. Не укрыться от скептиков за объективистской бронёй фотореалиста. И не сделать аудиторию соучастницей хеппининга, где от самого художника зависит не только лишь всё. И никаких вам универсальных отговорок в духе Ролана Барта. Мол, автор произведения (его личность, его идея, переживание) сегодня может не иметь отношения к конечному культурному продукту, сотканному из чужих цитат и актуальной повестки. Ещё как имеет! Всё, что современный пейзажист и жанрист переносит на полотно, по-прежнему расценивается как его личная авторская заслуга. Или такой же сугубо личный провал. Присвоение, толкование и последующее отображение объективной реальности, оцениваемые аудитори
Художник Алексей Савченко: свой реализм
Показать еще
  • Класс
Показать ещё