Фильтр
Комнатные растения в модной картинке XIX века
«В блеске огней, за зеркальными стеклами, Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из-за синих морей...» (И. Бунин, 1887 г.) В модных журналах XIX века фиксировались не только модные новинки в одежде, но и модные увлечения. Например, домашнее музицирование, любительское рисование, вышивание, чтение. Внимательное изучение модных картинок позволяет познакомиться с разведением комнатных растений — яркой приметой повседневности XIX столетия. Мир, изображаемый на модных картинках XIX века — идеальный мир красоты и благополучия, в котором красивые люди, одетые в красивые коcтюмы, находятся в красивой обстановке. Атмосфера красоты невозможна без природы. Маленьким «кусочком» природы в городском особняке являлись горшечные комнатные растения, в том числе экзотические. Главное предназначение комнатных растений — украшение интерьера. Увлечение человечества разведением комнатных растений появилось в
Комнатные растения в модной картинке XIX века
Показать еще
  • Класс
Новые памятники на выставке «Викинги. Путь на Восток» в Туле
Посетители увидят предметы, найденные в результате археологических раскопок в деревне Большое Темерёво Ярославской области, Гнёздове Смоленской области и Супрутах Тульской области. Экспонаты, представленные с 17 марта на спецпоказе, расширяют представления о жизни норманнов на территории будущего Древнерусского государства. Тульская археологическая экспедиция МГУ с 1955 по 1978 годы проводила систематические раскопки на Махрянином бугру под Супрутами. В культурном слое было найдено большое количество железных шлаков и криц — продуктов древнего способа плавки железа, а также железных предметов различного назначения. Супрутские кузнецы в Х веке ковали из самостоятельно выплавленного железа инвентарь, инструменты, орудия для ловли рыбы и охоты. Скандинавы знали и практиковали верховую езду, используя в обиходе предметы, которые позже распространились в Восточной Европе. Так, экспозицию пополнит рукоять кованого кнутовища X века, на котором сохранились следы инкрустации латунью и узор. Еще
Новые памятники на выставке «Викинги. Путь на Восток» в Туле
Показать еще
  • Класс
Ювелирный зоопарк на выставке «Россия — любовь моя!»
На протяжении веков ювелиры черпали вдохновение в природе, создавая произведения, которые отражают красоту и гармонию окружающего мира. Природа с её бесконечным разнообразием форм, цветов и текстур всегда была неиссякаемым источником идей для мастеров. Особое место в их творчестве занимают животные, которые символизируют грацию, силу, свободу и связь человека с природой. В российской ювелирной традиции изображение животных тоже не редкость. Например, известная серия камнерезных фигур фирмы Карла Фаберже, получившая восторженные отзывы современников, называлась «Каменный зоопарк» или «Драгоценный зверинец». Природа стала ключевым источником новых форм и декоративных мотивов на рубеже XIX-XX вв., в период раннего модерна. Примером этого служит редкая брошь в виде чайки, привлекающая внимание в витрине. Голова и туловище птицы выполнены с использованием эмали по резьбе, а ажурные крылья покрыты прозрачной серо-бело-голубой оконной эмалью. Декоративные полоски на крыльях и хвосте украшены
Ювелирный зоопарк на выставке «Россия — любовь моя!»
Показать еще
  • Класс
Сыграем в гусёк?
В XVI веке во Флоренции была изобретена игра, известная нам под названием «гусёк». Постепенно завоевав популярность в других странах, почти столетие спустя она попала через Францию в Россию, где игрой увлекались в высших слоях общества. Дань новому развлечению отдали и царские дети. В Западной Европе поле для игры обычно печатали на бумаге или картоне, в России расписывали деревянные доски, причем с одной стороны изображали игру «гусёк», а на другой стороне обязательно делали поле для шахмат и шашек. Помимо доски для игры требовались кости — кубики, с нанесенными на их грани точками, от 1 до 6. Такие кубики вытачивались из кости или из дерева. Игроки бросают кости и продвигаются на то число клеток, которое выпало на двух кубиках. Клетки, на которых изображен гусь, разрешают продвигаться вперед, если гусь смотрит вперед, или вернуться, если гусь смотрит назад. Если игрок попадает на клетку с изображением, например, колодца, то ждет, когда туда же попадет другой игрок и только тогда мо
Сыграем в гусёк?
Показать еще
  • Класс
Казань XIX века глазами англичанина
В Историческом музее хранится альбом литографий «Виды Казани, рисованные с натуры Эдуардом Турнерелли», созданный художником и краеведом Эдуардом (Эдвардом) Петровичем Турнерелли (1813-1896). Уроженец Лондона и выпускник Карлоу-колледжа в Ирландии, он в 1836 году приехал в Россию, выдержал в Петербургском университете экзамен на право преподавания английского и латинского языков и отправился в Казанский университет, где была открыта вакансия лектора. Именно Казань и принесла Турнерелли некоторую славу — направляясь в этот незнакомый город, молодой лектор начал вести дневники и записывать свои впечатления, рассказы знакомых и даже слухи «о диком восточном крае». Вскоре Эдвард Турнерелли подготовил целый альбом видовых рисунков города, который был издан в 1839 году в Лондоне. Рассчитывая на государственную поддержку, Турнерелли преподнес литографии цесаревичу Александру Николаевичу и министру народного просвещения графу С. С. Уварову. В благодарность великий князь направил автору письмо
Казань XIX века глазами англичанина
Показать еще
  • Класс
СВОЯСИ: современные образы русской избы
В Историческом музее открылась выставка «СВОЯСИ. Путь современного русского искусства». Главная тема экспозиции — дом. На Русском Севере дом называли «хоромы», как храм, подчеркивая сакральность этого места. Дом — это сосредоточие всего самого ценного для человека. Пространство дома четко структурировано и наполнено символикой, отражающей отношения человека с природой, с предметным миром, с другими людьми. Работы 79 участников в разных техниках были специально созданы для выставки или впервые представлены на ней широкой публике. Каждый объект рассказывает личную историю автора, передает непосредственный опыт соприкосновения с традицией. При этом в пространстве выставки произведения искусства, помещенные в определенный контекст, приобретают новое значение и становятся ключом к распознаванию общего культурного кода. Смысловая архитектура выставки организована по принципу устройства избы. Прогуляемся по экспозиции и рассмотрим некоторые разделы и работы. Заходим в экспозицию мы, конечно,
СВОЯСИ: современные образы русской избы
Показать еще
  • Класс
Севрская фарфоровая мануфактура: цветы, птицы, белоснежный бисквит и королевский синий
«Давно уже здесь никто не видел такой привлекательной девочки с обворожительно стройной, словно из севрского фарфора, фигуркой, с чудесным цветом лица, с живыми голубыми глазами…»,  — так описывает юную Марию Антуанетту знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг в своём одноимённом историческом романе. Что же это за севрский фарфор, с которым автор сравнивает главную героиню? В 1740 году в Венсене, в 100 км к востоку от Парижа, при поддержке Людовика XV была основана «Королевская мануфактура французского фарфора», третья из крупных мануфактур в Европе, после предприятий Мейсена и Вены. В 1756 году по инициативе Мадам де Помпадур мануфактуру перевели в Севр — местность к юго-западу от Парижа, на полпути между столицей и Версалем, где уже существовало стекольное производство. Мануфактуру разместили поблизости от дворца Бельвю, где жила маркиза де Помпадур. Оригинальный художественный стиль фабрики сформировался в русле эстетики рококо. Севр выполнял заказы на декоративные вазы, пласти
Севрская фарфоровая мануфактура: цветы, птицы, белоснежный бисквит и королевский синий
Показать еще
  • Класс
Набег блинов: Масленица
Масленица — это праздник, знаменующий проводы зимы и встречу весны. Изначально он имеет древние языческие корни, связанные с днем весеннего равноденствия 20 марта. С приходом христианства дата Масленицы стала зависеть от начала Великого поста и Пасхи и выпадать на первую неделю поста. В православной традиции эту неделю называют Сырной седмицей, когда уже нельзя есть мясо, но разрешены молочные продукты. Последний день, когда можно было есть мясо, — это Мясопуст, воскресенье перед Масленицей. Главный символ Масленицы — блины, которые ассоциируются с солнцем и поминанием предков. Согласно поверьям, блины помогали с будущим урожаем. Кроме блинов, готовили лепешки, вареники и «жаворонков» из ржаной муки. Также популярной традицией была братчина — совместное пивоварение и распитие пива всей деревней. Понедельник — Встреча, или начало Узкой Масленицы 🕊️ Понедельник — это начало Узкой Масленицы, или «встреча». В этот день начинали печь блины, строить ледяные горки, качели и балаганы. Невестк
Набег блинов: Масленица
Показать еще
  • Класс
«Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны»
«Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны» — Владимир Ильич Ленин 21 февраля 1920 года было принято постановление о создании Государственной комиссии по электрификации России под руководством Г. М. Кржижановского. Разработанный комиссией документ «План электрификации РСФСР», более известный под названием ГОЭЛРО, стал первым общегосударственным проектом развития народного хозяйства Советской России на основе электрификации страны. Суть плана заключалась в создании мощной энергетической базы, необходимой для индустриализации и восстановления экономики после Гражданской войны. Предполагалось строительство Волховской и Днепровской гидроэлектростанций, а также Каширской, Нижегородской и Шатурской тепловых электростанций. Кроме того, планировалось создание единой высоковольтной сети, связывающей различные регионы страны. План, рассчитанный на 10-15 лет, был перевыполнен уже к 1931 году: выработка электроэнергии увеличилась с 2,5 до 13,5 млрд кВт/ч. Реализация пла
«Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны»
Показать еще
  • Класс
«Каретный дворик» в Историческом музее
Исторический музей и юридическая фирма «Городисский и Партнеры» создали новое выставочное пространство в стенах музея для памятников экипажного дела XVIII-XIX вв. В число важнейших предметов, формирующих экспозицию Исторического музея по истории Российской империи, входят три уникальных экипажа. После реставрационных работ, которые проводились в разные периоды с 2003 по 2014 годы, памятники находились в открытом хранении, что негативно сказывалось на их сохранности. Юридическая фирма «Городисский и Партнеры», давний партнер Исторического музея, выступила с инициативой финансирования работ по созданию специального выставочного пространства с защитным комплексом для артефактов. Реэкспозиция улучшила условия экспонирования редких музейных предметов и позволит поддерживать их стабильное состояние в будущем. Благодаря техническому оснащению посетители смогут узнать больше о развитии технической мысли и искусстве экипажного дела, а также придворной культуре. Памятники защищены специальной ко
«Каретный дворик» в Историческом музее
Показать еще
  • Класс
Показать ещё