Когда по телевизору впервые показывали этот сериал, улицы буквально пустели, а преступность в городах резко снижалась. Он стал самым известным творением Рижской киностудии. Его снимали целых два года, а премьера по Центральному телевидению состоялась 2 июня 1982-го.Поставил «Долгую дорогу…» Алоиз Бренч, которого можно назвать латвийским Феллини, – самый известный в Советском Союзе режиссер детективного жанра, единственный, кто снимал фильмы про запретную западную жизнь: «Мираж», «Двойной капкан», «Шах королеве бриллиантов»… Актер Юозас Киселюс прожил короткую жизнь. В истории его болезни остались записи на боли в сердце. Но только близкие знали: он испытывал и такую боль, которую невозможно снять никакими таблетками.Юозас Киселюс родился в старинном литовском городке Йонишкис. В школе он охотно играл в спектаклях, однако в своих мечтах о будущем не стоял на театральной сцене, а в больших резиновых сапогах и с ружьем за плечом шагал по лесу – он обожал гулять в дивном лесу на окраине города и всерьез собирался ехать в Ленинград и поступать в лесотехнический институт. Бог знает, какие перемены случились в выпускных классах – возможно, на его выбор повлияли педагоги, разглядевшие в мальчике артистические задатки, но только после школы Юозас Киселюс отнес аттестат в приемную комиссию актерского отделения Литовской консерватории в Вильнюсе. Внешность определила его амплуа – в кино Киселюсу предлагали в основном роли добрых, романтичных мужчин, готовых ввязаться в бой ради справедливости. В своих редких интервью актер говорил: «Это не героизм, а нормальное качество для любого человека». Таким был и сыгранный им Артур Банга в киноэпопее «Долгая дорога в дюнах», над которой рыдали все женщины Советского Союза – настолько пронзительной оказалась история жизни и любви главных героев. Даже спустя много лет актеру приходили письма от женщин с признаниями в любви, на конвертах которых было просто написано: «Латвия. Рыбацкий поселок. Артуру Банге». В конце 80-х привычный распорядок его жизни был нарушен навсегда: у него диагностировали порок сердца. Вся дальнейшая жизнь актера превратилась в непрекращающиеся визиты к врачам и прием таблеток. Болезнь усугублялась и личными переживаниями: Юозасу было больно видеть, как рушится страна, в которой он родился, и как ломается строй, которым он был воспитан. Актер переживал из-за умирающего кинематографа и собственной невостребованности, что отражалось на благосостоянии его семьи. 7 мая 1991 года Юозаса Киселюса сразил очередной приступ. Его доставили в госпиталь, сделали кардиограмму, а 10 мая отправили на рентген. В ожидании результатов он сидел перед кабинетом и резко вскочил, чтобы уступить место женщине. У Юозаса Киселюса произошел спонтанный разрыв аорты. Ушёл из жизни 10 мая 1991 года на 42-м году жизни. Похоронен на старом военном кладбище в Вильнюсе. Бренч прекрасно понимал, что ему дают карт-бланш. «Семнадцать мгновений весны», «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» – улицы вымирали, когда шли первые отечественные телесериалы. Но в союзных республиках подобного еще не делали. Доработкой материала занимался московский сценарист Дмитрий Василиу, который специально приехал в Ригу. Что интересно, Олег Руднев позже издал книгу «Долгая дорога в дюнах», написанную по мотивам собственного сценария и одноименного фильма! Она пользовалась таким же успехом, как и телесериал. Естественно, были и недовольные. «Эту киноленту в Латвии до сих пор обвиняют в том, что в ней продемонстрирован советский подход к нашей истории. Люди не представляют, как сложно было показать хоть какой-то краешек правды», – говорила вдова главного консультанта картины.Алоиз Бренч всегда давал предпочтение литовским актерам, питая к ним необъяснимые симпатии. Таким образом в ролях Артура и Рихарда к проекту присоединились Юозас Киселюс и Ромуалдас Раманаускас, хотя многие поначалу были против, чтобы роли в латышском фильме исполняли литовцы. Дескать, школа и темперамент не тот. Но режиссер был непреклонен. Изначально в роли Марты вместо Лилиты Озолини должна была сниматься Вия Артмане; на роль Артура и Рихарда пробы проходил Ивар Калныньш. Лилита Озолиня вспоминала, что фотопроб с исполнителем роли Артура Юозасом Киселюсом было совсем мало – режиссеру важно было лишь увидеть, как главные герои смотрятся вместе. За главную героиню в фильме говорит актриса Валентина Талызина. Она же спела колыбельную «Сверчок за печкой»: – Алоиз Бренч предложил мне озвучить Лилиту Озолиню в фильме «Долгая дорога в дюнах». Я подумала: «Почему нет?» Встав к пульту, я сказала Алоизу: «Вы только мне не мешайте – я сделаю женщину, которую полюбит весь Советский Союз». Были случаи, когда я говорила Бренчу: «Вот этот крупный план эсэсовки мне моим голосом не перешибить». Он отвечал: «Понял» – и убирал его. После выхода фильма Озолиня подошла ко мне и сказала: «В некоторых местах вы озвучили меня так, как я не сыграла». Я ей: «Спасибо, что вы это понимаете». На том, как говорится, и разошлись: этого мне было достаточно.Курьезный случай из съемок одного эпизода вспоминал исполнитель роли рыбака Хенриха – Паул Буткевич: «Сцену, где рыбаки тонут во время бури, снимали недалеко от берега, но глубина была достаточная, чтобы утонуть по-настоящему. Маленький кораблик винтом создавал волны, а пожарная машина с берега обливала нас «дождем». Мы – Юозас Киселюс, Улдис Ваздикс и я – держались за борт лодки, а Бренч стоял на платформе и непрерывно орал в мегафон: «Мужики, вы тонете! Мужики, вы тонете!» И мы действительно чуть не утонули – резиновые сапоги наполнились водой и тянули ко дну, а Алик продолжал кричать: «Мужики, вы тонете!» Мы как кролики барахтались в воде и тонули всю ночь». Фильм имел оглушительный успех: признание критиков, Госпремия актерам. Отношение зрителей к картине не изменилось и по сей день. Касается это, конечно, в основном представителей старшего поколения, которые выросли на «Долгой дороге…».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5