Как тренинг становится Ключом к Самопознанию: открытия психолога и инсайты участников
#изнеопубликованного "Я в этом фильме главный актёр,
я сценарист в нём, я режиссёр".
(поп-песня)
Трудно предугадать, с чем останутся участники тренинга по его окончании – с какими чувствами, мыслями, озарениями, решениями.
И всегда загадка, какие инсайты посетят автора курса – психолога-тренера.
Наше совместное открытие вдохновило меня на создание практики, которую я на том же тренинге апробировала и которой теперь делюсь с вами.
Предыстория: так получилось, что на тренинг "Управление эмоциями" часть участников пришла после программы "Управляемый конфликт" (там мы подробно разбирали и прорабатывали разногласия с близкими, коллегами, затрагивали производственные конфликты "руководитель - подчинённый", конфликты интересов "заказчик - подрядчик").
Участники этой программы в перерыве тренинга по эмоциям делились со мной и другими своими успехами – как осознанность и новое поведение изменили их жизнь: упростили профессиональные взаимоотношения, способствовали разрешению семейного кризиса, улучшили самооценку.
Но были и те, кто высказал сомнение в корректности, правильности уже совершённых своих действий по отношению к другим в конфликтной ситуации.
Я попросила привести примеры, рассказы участников сводились к следующему алгоритму:
1) в момент возникновения инцидента участник был осознанным (понимал причину возникшего разногласия, возможные следствия и риски), чувствовал себя собранным - у кого-то даже появлялась радость: "Я знаю, как теперь себя вести!";
2) разрешал конфликт к обоюдной выгоде и чувствовал при этом уверенность, гордость или облегчение;
3) но по прошествии времени ловил себя на мысли: "Всё ли я сделал правильно?", "А ведь я мог быстрее завершить ссору!", "Зачем я снова выслушивал этот бред? Надо было сделать так...";
4) чувствовал недовольство собой, одновременно с уверенностью в своих знаниях и поведении, в результате приходил в смятение.
По сути, они описывали схему развития внутриличностного конфликта. Их рассказы оказались столь важными для остальных участников тренинга "Управление эмоциями", что те стали с энтузиазмом делиться жизненными ситуациями, вызывавшими тревогу и похожие переживания.
Работа с эмоциональными состояниями составляет основу одноимённого тренинга, поэтому я изменила программу для более подробного разбора чувств, сопровождающих внутриличностные конфликты.
Когда группа завершила работу над этой темой, я осталась с чётким пониманием того, что есть люди, которые регулярно и целенаправленно загоняют себя в "Треугольник Карпмана".
Теория: "Треугольник Карпмана" – динамическая модель манипулятивных взаимоотношений, где участники занимают одну из линий поведения: "Жертва", "Преследователь", "Спасатель" и стремятся решить психологические проблемы за счёт другого. Смысл модели в том, что участники со временем переходят из роли в роль ("Жертва" становится "Преследователем", "Преследователь" - "Спасателем", а "Спасатель" - "Жертвой" и т.д.).
Посетивший меня инсайт (начало): в классическом понимании "Жертва", "Преследователь" и "Спасатель" - это разные люди, а в случаях, которые описывали участники тренинга, это один и тот же человек!
Вот пример таких переживаний, осознаваемых от нескольких минут до нескольких часов или дней, если его изобразить в словесной форме и проанализировать:
"Жертва" (далее "Ж"): Уф, наконец-то он ушёл! Я думала, это никогда не кончится: жалобы на жизнь, просьбы...
"Преследователь" (далее "П"): Как тебе не стыдно! Вместо того, чтобы войти в положение, посочувствовать, ты радуешься, что он ушёл и жалуешься, что он нытик.
"Спасатель" (далее "С"): А что такого? Ведь по сути он и правда нытик...
"Ж": Да он не просто нытик! Он же "хронофаг" - столько времени у меня отнимает каждый раз, я после него сосредоточиться не могу. Жаль, что я его не выгнала!
"П": Себя-то тебе жалко, а ему каково в его проблемах? Поставь себя на его место!
"С": У каждого своё место.
"С" переключается в позицию "Ж": И, наверное, ему можно посочувствовать, может быть, мне было бы ещё хуже...
"Ж" переключается в позицию "П": Но я же права! И я тоже человек! Нет, надо было его выпроводить, тогда бы я не переживала сейчас. Эх, я!
"П" переключается в позицию "С": Или нет?! Наверное, всё-таки, я правильно поступила, что выслушала, хотя мне сейчас так неуютно...
"С" переключается в позицию "Ж": Конечно, правильно, но что делать-то? Ведь мне всякий раз тошно после этого нытика...
"Ж" переключается в позицию "П": Нужно себя заставить высказать своё отношение! Ведь со стороны я наверняка выгляжу как тряпка!
И так далее...
Отследить такое "растроение" личности бывает сложно, ведь обычно в это время мы "отвлекаемся" на чтение, ТВ, перекус, на общение с кем-то, "косынку" или "интернет-сёрфинг". А чаще на несколько таких "дел" сразу. Мы улавливаем только отдельные "фразы" (которые воспринимаем как внутренний диалог), но, чтобы не портить себе настроение, спешим их "забыть" - вытеснить, это наша многолетняя защитная практика.
Поэтому сосредоточиться "в моменте" на внутреннем треугольнике, чтобы выбраться из него своевременно, непросто.
Тем более, сложно это сделать позже, поскольку мозг защищается от таких негативных переживаний раз за разом всё мощнее. Это сравнимо с возведением плотины: больше объём, сильнее напор воды - выше плотина, а чем выше плотина, тем сильнее напор. И в данном случае гарантировать можно одно: в самый неподходящий момент такую плотину прорвёт. Потому что ситуации повторяются, и энергии на такие "треугольники Карпмана внутри" требуется всё больше.
Что же делать?
Посетивший меня инсайт (вывод): итак, если принять за основу гипотезу, что человек сам себе спасатель, жертва и преследователь, неосознанно переходит из роли в роль и при желании способен воспроизвести внутренний проговор, то существует 2 варианта разрешения ситуации:
• первый вариант – это классическая проработка выхода из "треугольника" (осознать, в какой роли пребывает человек и перейти от манипулятивного поведения к осознанному);
• второй вариант – наоборот, попробовать "подружить" все три роли внутри себя.
Второй вариант мне показался предпочтительным, т.к. больше согласовался с темой тренинга "Управление эмоциями", и я на следующий день предложила всем упражнение.
Практика, которой делюсь:• вспомнить незавершённую (фрустрирующую) ситуацию – завершившуюся в реальности, но по поводу которой периодически возникает сожаление, негативные эмоции;
• проанализировать внутренний проговор не с точки зрения "внутренний Я" - "внутренний Критик" (что часто делают в проработке внутриличностных конфликтов), а в позиций составляющих "треугольники Карпмана";
• поочерёдно находясь в каждой роли, выяснить: каково главное стремление в этот момент. Во время проработки на тренинге участники говорили так: с позиции "Жертвы": "Я несправедливо страдаю", с позиции "Спасателя": "Я поддерживаю несправедливо страдающего", с позиции "Преследователя": "Я устраняю несправедливость";
• проанализировать, какое понятие является для всех ролей ключевым - в нашем случае это было понятие справедливость/несправедливость как объективность, безоценочность, непредвзятость;
• проработать поочерёдно каждую роль: как человек в этой позиции воспринимает состояние справедливости – какое это эмоциональное состояние, как оно проявляется в теле (поза, мимика, жесты), как оно выглядело бы, если бы было животным – несуществующим или реальным (важно максимально подробно описать его – внешний вид, повадки, голос, др.);
• представить себе, что все три этих животных собрались вместе и "понаблюдать", как они взаимодействуют между собой, чего им не хватает, чтобы они подружились. Вообразить, что каждое животное получает то, что ему требуется для дружбы с остальными, и как после этого их взаимоотношения изменились. Повторять действие до тех пор, пока между персонажами не установятся доброжелательные и долгосрочные "отношения". Во время выполнения упражнения участники тренинга изменялись внешне - расслаблялась поза, мимика, выравнивалось дыхание, голос становился более низким, ощущался прилив энергии, внутренний подъём;
• обсудить с участниками изменения в их состоянии и самочувствии, возможно, кто-то захочет поделиться образами. Позитивные изменения являются критериями правильно выполненного упражнения, и на этом оно завершается.
Результаты упражнения мы проверили в конце 2-го дня тренинга во время обратной связи участников: я попросила припомнить ситуации, поведение в которых вызывало у них сожаление и сомнения, и которыми они делились вчера и высказать своё отношение к ним теперь. Один из участников не сразу припомнил ситуацию, остальные рассказали, как изменилось их понимание своего поведения – кто-то считал своё поведение эффективным и в похожей ситуации поступит так же, кто-то решил, что действовать, всё-таки, нужно немного иначе. И при этом у всех сохранился позитивный настрой по отношению к ситуациям, которые до тренинга вызывали у них недовольство.
Делюсь этой техникой работы с внутренними частями в практике внутриличностных конфликтов – её можно проводить самостоятельно в комфортной обстановке, соблюдая соответствующую "технику безопасности".Буду рада, если вы поделитесь со мной размышлениями и результатами и желаю всем личной и профессиональной продуктивности, успехов и позитива!г. Пенза, 2008г.
#управлениеэмоциями #манипуляции #внутриличностныйконфликт #треугольниккарпмана #самопознание #личностныйрост #психологическиепрактики #профессиональныесоветы #психологиядляжизни #семинарыитренинги #жертвапреследовательспасатель #жертваагрессорспасатель #осознанность #самооценка #психологическиеинструменты #смелостьизменений #гармониявсебе #инновационныеметоды #психологическоеупражнение
Нет комментариев