В 585 г. до н. э. происходит окончательное уничтожение царства Урарту мидийскими войсками, а уже 15 лет спустя, в 570 году до нашей эры, на месте Урарту, почти в таких же границах, образовывается Армянское царство, которое к 530 году до нашей эры, становится сатрапией Ахеменидской Персии. Многие урарты (особенно воины), не желая подчиняться мидийцам ушли на север – там они начали создавать новые государства – Колхиду, Албанию и Иберию.
В 6 веке до н. э. на территории Колхиды возникли милетские торговые колонии-полисы, основанные на месте древних колхидских городов, разрушенных скифо-киммерийским нашествием. Местное (картвельское) наименование Колхиды - Эгриси. Оно происходит от названия самого крупного колхского племени эгров (современные мегрелы). В 6 веке до н.э. Колхидское царство - политическое образование на территории современной Западной Грузии. По определению греческого географа Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсаре, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов. Племена, жившие здесь, по Арриану: апсилы, абазги, саны, махелоны, гениохи, зидреты, лазы и саниги. Птоломеем упоминаются и манралы (мингрельцы).
500 г.до н.э. - к этому времени была создана большая Персидская держава с династией Ахеменидов, которая уничтожила государство Мидия (она стала сатрапией Персии) и Вавилон (тоже стал сатрапией Персии). Территория Армении стала тоже сатрапией Персии. С появлением персов на обширной территории Ближнего Востока, на всей территории, подвластной персам, стала распространяться религия древних персов – зороастризм, сначала эта религия носила название маздаизм (вера в бога Ахура Мазду - «Мудрого Господа», «Благого Творца»), позднее религия получила название зороастризм (от имени пророка Ахура Мазды – Заратуштры). В первые годы своей власти персидские цари уважали чужих богов (богов других народов). На территории современного Азербайджана сформировалась новая группа кавказских племен – албаны.
6 век до н.э. - предки адыгов, именуемые зихами, меотами, керкетами и т. д., вошли в историю начиная с 6 века до нашей эры, так как описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культуры, дольменной культуры, меотской культуры и других археологических культур.
В 1 тыс до н.э. на территории Кавказской Албании (северная часть долины Куры к югу от впадения в неё Алазани) начали формироваться ранние городские общины, в том числе древняя столица Албании - Кабалак. Население страны было полиэтническим, его основу составляли народности, говорившие на нахско-дагестанских языках. Начавшийся в позднебронзовую эпоху процесс разложения родового строя усиливался в 1-м тыс. до н. э., в эпоху освоения и широкого внедрения железа. Племена Дагестана (леги, гелы, утины и др.) вступают на путь образования союзов племен, к-рое завершилось вхождением в конце 1-го тыс. до н. э. в крупное гос. объединение на терр. Азербайджана - Албанию Кавказскую. Название страны «Албания» произошло вероятно от древнего лезгинского бога Алпан – бога Справедливости. Получается, что «Албания» - страна справедливости.
490 г.до н.э. - впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г.до н. э.), автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев.
Примерно с 5 в. до н.э. наблюдается проникновение сарматского этнического компонента в среду племен, расположенных в междуречье Терека и Сунжи, а также в более южные районы (Мескер-Юрт). Судя по археологическим материалам, это проникновение не носило характера завоевания с поголовным истреблением коренного населения. Предки ингушей и чеченцев, жившие в горной местности известны нам под названием дзурдзуков или дурдзуков. К моменту столкновения с сарматами они становятся внушительной боевой силой, поддержки которой ищут правители молодого и крепнувшего Грузинского царства. По исследованиям грузинских историков, предки вайнахов и родственные им дагестанские племена в тот период занимали территорию Кахетии. Уже позднее они были ассимилированы грузино-язычными племенами. (Меликишвили Г. А. «К истории древней Грузии».)
4-2 вв.до н.э. - последние остатки урартов окончательно слились с армянским народом. По И. М. Дьяконову, армяне являются преемниками физического и культурного компонента всего древнего населения нагорья, в первую очередь урартов, которые составили основной генетический компонент современных армян.
350 г.до н.э - После распада Урарту как государства в Закавказье возникает государство Албания. По данным источников ведущим народом в Албании были гаргары. Что касается Кавказской Албании (Агванское царство древних армянских хроник), то целый ряд чеченских авторов высказывается в том духе, что по языку это государственное образование наиболее близко к предкам вайнахов. Возможно в это время на обширной территории, включающей в себя современную Чечню, Дагестан и Албанию населял один народ – это и были предки будущих вайнахских и дагестанских народов. Появление государства Кавказская Албания относится к IV в. до н. э. Это государство появилось практически одновременно с древней Арменией, Кавказской Иберией и государством малхов. Упоминают еще целый ряд племен Кавказской Албании, представляющие интерес для нас. Так, Клавдий Птолемей перечисляет племена сапотренов, суранов, саканов и оринеев, которых современные исследователи помещают на Северо-Восточном Кавказе. К югу от них согласно свидетельству Птолемея живут сербы, туски, дидуры, алонты, исонды и герры. Один из албанских царей Аршакидской династии носил имя Сато (Сату/Сати), которое до сих пор употребляется у чеченцев, например, фамилия Сатуевы или тейпы саттой и садо. Албания представляла собой федерацию многочисленных дагестанских, иранских и нахских племен; здесь жили удины, леги, каспии, дидуры, андаки, силвы, кисты, гелы, гаргары, соде и др. Всего в Албании насчитывалось 26 племен. Среди названных нахскими являлись племена кистов, гаргаров, соде (название этого племени идентично названию чеченского рода садой). Одним из ведущих племен Албании являлись гаргары, название которого исследователи объясняют посредством нахского слова «гаргар» - «близкий, родственный». Нужно заметить, что на нахском языке слово «гар» означает «род, ответвление».
Примерно с этого времени начинают формироваться первые (самые древние) тейты чеченского народа (народа нохчи – прямых потомков древних нахов).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1