150 лет забвения. ЧАСТЬ II
Как-то наш известный хореограф Анатолий Георгиевич Очиров собирал в РИА «Калмыкия» пресс-конференцию. У него как у хореографа, было предложение считать 1871 год - годом основания Государственного ансамбля песни и танца Калмыкии «Тюльпан». Мотивировал он эту дату годом первого выступления самодеятельных артистов перед царём Александром в имении князя Тюменя. На вопрос журналистов, как эти события связаны между собой, Анатолий Георгиевич, сообщил присутствующим, что Государственный Кубанский хор например, официальной датой своего рождения считает дату создания протоиереем Кириллом Росинским, самодеятельного хора певчих при главном храме Кубанского казачьего войска в 1811 году. Денег певчие не получали, а пели по велению души. После революции хор прекратил своё существование. В нынешнем виде Кубанский хор был создан в 1936 году. Ансамбль «Тюльпан» официально датой своего создания считает 1937 год. Вроде бы и созданы коллективы в одно время, но у Кубанского хора, в связи с взятием предшественников в основатели, история на первый взгляд более древняя и солидная. Далее Анатолий Георгиевич заметил, почему бы и ансамблю «Тюльпан» не взять 1871 год, как дату основания ансамбля. Благо прецедент уже существует. Но это так отступление от темы!
Главный вопрос, который меня расстраивает, это почему артистическое и культурное сообщество стесняется своих предшественников. На упомянутой выше пресс-конференции представитель ансамбля «Тюльпан» Виктор Васильевич Верёхин, заявил, что ансамбль «Тюльпан» -академический ансамбль и сравнивать его с самодеятельными артистами было бы некорректно.
Из всех дальнейших разговоров, некоторых публикаций в интернете, главной причиной нежелания связывать своё имя с своими предшественниками, это большое количество статей в XX веке о колониализме и рабском угнетении народов и рас «белыми» угнетателями. Эта тема долгое время была в тренде мировой повестки. Всё это перешло и в век нынешний. Считается, что белые колонизаторы возили представителей разных народов и рас в Европу для развлечений. А калмыцкие артисты с бедолагами из других континентов выступали в роли экспонатов за решёткой, как какие-нибудь животные и что особенно оскорбительно в зоосадах. Особенно достаётся продюсерам того времени таким как Карл Хагенбек, Геринг и другие организаторы такого рода выступлений. Также большинство фотографий посвящённых этой теме размещено НА СОВРЕМЕННОМ САЙТЕ «HUMANZOOS»-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗООПАРК. Как я понимаю, никто из современных артистов не хочет, чтобы его «громкое» имя связывали с таким словосочетанием. Я же не понимаю, почему если кто-то разместил фото Вашего предка в неподобающем месте, то вы сразу должны исключить его из списка своих родных и близких.
Наш известный краевед Ирина Донгруппова нашла документ с фамилиями артистов, выступавших перед императором Александром. Это поразившие императора искромётными калмыцкими танцвми самодеятельные артисты: Бадма Лаваев – Харахусовский улус; Церен-Убуши Колпаков, Байсхлан Цаган-Халгаева, Урюмджур Цебекова, Шар-Кюкн Нохаева (девочка), Бурлак Мантаев (мальчик) – Хошеутовский улус; Гопша Мацаков, Цаган Шоваева – Багацохуровский улус. Император наградил их премией по 2 рубля с полтиной. Для сравнения Ока Иванович Городовиков за лихую джигитовку на манёврах в Польше получил от царя 1 рубль. Скорее всего они же и поехали на следующий год в Москву на Политехническую выставку.
Теперь позвольте ответить скептикам и противникам причисления наших предков, выступавших в Европе с представлением «Калмыцкий караван» к первым профессиональным артистам калмыцкого народа. Главная ошибка большинства наших современников заключается в том, что они рассматривают события полуторавековой давности, сквозь призму сегодняшних дней. А это в корне неверно! Возьмите 1871 год, год первого выступления на публике наших артистов перед императором Александром. За 10 лет до этого события, в 1861 году. в России отменили рабство. Например, солнце украинской поэзии Тарас Григорьевич Шевченко, был рабом, и русская интеллигенция во главе с великими русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым собирали деньги на его выкуп у хозяина. И считали это вполне нормальным явлением. Поэтому утрите фальшивые слёзы, тот мир был суров и прекрасен одновременно. На выставке в Лондоне в 1909 году наряду с калмыцким лагерем. была построена шотландская деревня и посетители охотно ходили смотреть как на белых шотландцев, в юбках-килтах, так и на калмыков у кибиток и никто не считал это позорным. И сами шотландцы так не считали. Почему же мы, калмыки, так зависим от чужого мнения. На планете на тот момент, к Вашему сведению, не существовало, ни телевидения, ни мобильной связи, ни интернета. И о других странах люди узнавали из рассказов Киплинга, Буссенара, Майн Рида и Карла Мая. Поэтому запрос на издания типа «Вокруг света», Всемирный иллюстратор» и прочих других был велик. Был запрос публики на выступления национальных коллективов, да и просто желание увидеть живого индейца. Нашлись и те, кто стал удовлетворять эти запросы. Кстати, фраза Жванецкого «Хватит смотреть на мир глазами Сенкевича» говорит о том, что это тема актуальна была и в Советском Союзе. Да, что там говорить, в 70-х годах мы дети, будучи на экскурсии в Волгограде, целую улицу бежали за темнокожим студентом с криками «негр», чем заставили краснеть экскурсовода. Калмыцкое представление на Политехнической выставке в 1872 году было успешным. Как я писал ранее, в Москве были построены трибуны на 2000 мест и 36 отдельных лож. Скажите мне сколько мест в наших современных калмыцких театрах и в зале Калмгосфилармонии. То то же! Карл Хагенбек в своих мемуарах пишет, что после провала индийского проекта, когда слоны и факиры не собрали кассы, он на выступление калмыцких артистов в Берлин не поехал. Остался в Гамбурге. Думал, что если слоны и тигры не собрали денег, то верблюды и овцы с калмыками на лошадях не соберут и подавно. Первая телеграмма из Берлина свела его с ума - 70 тысяч проданных билетов до полудня и к концу дня касса составила 90 тысяч проданных билетов на выступление. Как пишет сам Хагенбек, калмыки в отличии от индусов показали настоящее шоу: они пели, танцевали, показывали религиозные обряды, играли любовные сценки и сюжеты из повседневной жизни с доением коров, собиранием кибиток и бешеной джигитовкой как девушек так и парней (смотри описание в I-части публикации) Скажите мне дорогие читатели, какой из наших профессиональных коллективов за весь период своего существования продал за сутки 90 тысяч билетов. Я думаю, таких нет. Так, что современным артистам не стоит смотреть свысока на своих предшественников. Теперь по поводу выступлении в зоосадах. А скажите, мои хорошие, где ещё в капиталистической стране в центре европейского города, могла разместится вся труппа с лошадьми, верблюдами, овцами и кибитками. Также, некоторых оппонентов смущает то, что артисты выступали за оградой. Ответьте мне пожалуйста, когда вы приходите на ипподром или в цирк, там нет ограждения?! Один из доводов считать артистов профессионалами, я думаю, что существовали репетиции. Просто выступать, не смотря на часы не получится. Зрители устанут и уйдут. недосмотрев шоу. Значит говоря современным языком надо соблюдать тайминг выступления, то бишь укладываться в строго отведенное время. А для этого надо репетировать. Возникает возможность дать два выступления за сутки. Ещё, один немаловажный аспект, почему я называю самодеятельных артистов профессионалами! Ответ простой. За выступления им платили гонорар, или проще сказать деньги. Если люди платили деньги за билет, шоу продолжалось. Не собрали кассу, будь добр «чемодан вокзал, Россия» Ну а то, что известные выступления продолжались почти 37 лет (с перерывами конечно) говорит о том, что шоу было популярным. В отличие от тех «самодеятельных» артистов, нынешняя профессиональная культура, полностью на содержании государства, на окладах. Даже если зрители совсем не придут на концерт, свой оклад, честно скажем небольшой, артисты всё равно получат.
Поэтому, когда говорят о униженных, запуганных калмыках, сидящих в клетках на потеху толпе, не верьте! Всмотритесь в лица наших первых артистов. Разве в них нет достоинства. Разве виден страх в их глазах. Показ религиозных обрядов, национальных традиции, разве не является первой ласточкой современных постановок «Я Будда» или «Калмыцкая свадьба». Отказываться от своих предшественников также стыдно, как если бы дети и внуки современных артистов и певцов вдруг стали стеснятся, что их родители зарабатывают свой хлеб, выступая перед жующей и выпивающей публикой на свадьбах и юбилеях. Шоу-представление «Калмыцкий караван» выступало на протяжении 37 лет. Художники, антропологи, фольклористы и хореографы могли воочию увидеть Великую Азию в своих городах. Они сделали множество зарисовок, гравюр, фотографий и рисунков. Было много статей в журналах и газетах. Великий немецкий философ Кант, писал, что из азиатов воочию видел только калмыков, пришедших в Кенигсберг вместе с русскими войсками во время войны. В музеях Германии осталось достаточно вещей и предметов быта, использовавшихся калмыками во время выступлений в Германии. Много вещей в музеи сдал один из продюсеров шоу по фамилии Геринг. Не знаю воздадут ли должное своим предшественникам современные артисты и деятели культуры. Единственное, что можно сказать, что и до советской власти калмыцкие артисты выступали в России и Европе, пропагандировали наш народ, нашу веру, наши танцы и песни!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев