В заключение этой главы сообщим сведения о казенных денежных и хлебных доходах по городу Тобольску.
До 1623 года количество местного хлеба, собираемого в тобольские царские житницы, было незначительно, оным и пятой доли не покрывалось местных расходов. Воевода Сулешов несколько увеличил этот сбор: прибавил на пашенных крестьян государевой пашни, на оброчных крестьян – оброчного хлеба, обложил «пятинным снопом» пашню ружников и посадских людей и «десятинным снопом» пашни тех служилых людей, которые получали из казны полные оклады хлебного жалованья. Но почва в Тобольском уезде не отличалась плодородием: средний урожай озимого – сам 4 ½ , а ярового – сам 3. Поэтому, несмотря на то, что со времени Сулешова сбор хлеба увеличился, его все-таки далеко не хватало для покрытия расходов. Например, в 1628 году всего собрано разного хлеба 2330 четвертей, а израсходовано 6527 четвертей. С 1633 года расход хлеба значительно увеличился вследствие того, что число служилых людей в Тобольске увеличилось на 500 человек, а между тем хлебного сбора против 1628 года прибавилось в царских житницах, сравнительно с расходом, небольшое количество – всего около 700 четвертей. В конце царствования Михаила Федоровича расход хлеба превосходил доход приблизительно на 7000 четвертей. Далеко не в таком отношении в Тобольске находились денежные доходы к денежным же расходам: тобольские «сметные книги денежных доходов» не только заканчивались без дефицита, но ежегодно отмечался в них значительный излишек, и этот излишек постоянно возрастал. Так, в 1624 году всяких денежных доходов собрано 5780 р. 24 к., в 1625 году – 6581 рубль, а в следующем году – 6635 рублей. Считаем, однако, нужным заметить, что эти суммы показывают только «окладные денежные доходы верного бранья», а были еще неокладные, или, по-нашему выражаясь, чрезвычайные доходы. Например, в 1625 году «продано 15 лошадей, которыми ударили челом государю калмыцкие послы разных тайш» за 48 р. 52 к., в том же году продано мягкой рухляди (брак, который не отсылался в Москву) на 110 рублей. Между тем как окладных и неокладных расходов ежегодно выходило не более 5500 рублей.
Главная статья денежных доходов – это сборы таможенной и проезжей пошлин с торговых людей: в 1625 году первой пошлины взято 4198 р. 91 к., а второй в том же году – 713 р. 39 к. Крупный же расход составлял плату жалованья служилым людям, оброчникам, ружникам и юртовским служилым татарам: в 1625 году такого жалованья уплачено 4234 р. 93 к., а в следующем году – 4735 р. 24 к.
Впоследствии с увеличением числа служилых людей в Тобольске и с устройством Самаровского и Демьянского ямов хотя и значительно прибавилось денежных расходов, зато мы видим и значительное увеличение денежных доходов. Тобольск был главным торговым центром для русских людей, татар, бухарцев, коганцев, калмыков и ногайцев; торговые операции здесь постепенно расширялись, а вместе с тем увеличивался и сбор пошлин.
Первое место в делах торговых, несомненно, занимали бухарцы; их торговые обороты, как видно из таможенных тобольских книг, производились на довольно значительные суммы, случалось, что в один месяц приезжие бухарские купцы распродавали своих товаров в Тобольске более чем на десять тысяч рублей – эта сумма по тому времени громадная. Бухарцы начали вести торговлю с русскими людьми в Сибири еще с «Ермакова взятья», некоторые из них даже совсем переселились из Бухары в русские сибирские города – Тару, Тобольск и Тюмень. Московское правительство особенно покровительствовало бухарским купцам, наделило их особой привилегией пред всеми другими торговыми людьми, не исключая и русских; так, все другие купцы платили со своих товаров в государеву казну десятую пошлину, а бухарцы – только двадцатую. Предметы их торговли были очень разнообразны, они привозили в Тобольск женок, парней, лошадей, верблюдов, овец, рогатый скот, хлопчатую бумагу, сафьяны, шелк, пшено сарачинское, разные материи под названием «бязь», «зендень семендя», выбойки, куртки и кафтаны зенденные, азямские и проч. Калмыки и ногайцы пригоняли в Тобольск целые табуны лошадей, а местные татары торговали мягкой рухлядью и остячками. Таможенная и проезжая пошлины с товаров брались в государеву казну то натурой, то деньгами; с «женок ногаек и остячек», вероятно, собиралась пошлина на государя исключительно деньгами, потому что этого рода товара привозилось немного, всего штуки по две и по три, не более, так что брать натурой десятую или двадцатую долю на государя было невозможно. Да и деньгами не всегда удавалось таможенным головам брать пошлину с женок: купцы умели скрывать этот товар, обходить правило о пошлинах. Например, один «бухаретин привез с собой двух женок ногаек, – пишет в книге таможенный голова, – и с тех женок пошлин на государя не взято, потому что он сказал: те-де женки в жены у него место, а не продать-де». Само собой понятно, что этот бухаретин обманул таможенного голову, впрочем, может быть и то, что сам голова за взятку покривил пред государем душой и скрыл эту пошлину.
Чтобы иметь понятие о тогдашней рыночной цене в Тобольске на людской товар, мы приведем здесь некоторые данные об этом предмете. Например, «25 декабря 1640 года, читаем в таможенной книге, – у татарина у Меличка Елусанова с купленной им женки остячки взято пошлины 8 алтын 2 деньги»; «29 декабря того же году у татарина у Мемеделья Кизилбаева с купленного им парня ногаетина взято пошлины 8 алтын 2 деньги (или 26 коп.)»; а так как с татар бралось пошлины десять процентов, то, стало быть, женка и парень проданы по 2 р. 60 к. Относительная цена этого товара, как видно из сравнения с тогдашней ценностью других предметов торговли, была довольно высокая; по крайней мере упомянутые люди были проданы дороже, чем в то же время и на том же рынке продавались лошади и быки.
Русским людям московское правительство строго запретило эту постыдную торговлю. Еще Борис Годунов указал, «чтобы служилые и всякие люди не возили на Русь полоненников и ясырь (купленные люди) и у себя в Сибири не держали...»; он же приказывал сибирским воеводам, чтобы они обыскивали русских людей, и если у кого найдут полоненников или купленных людей, то отбирать и отсылать их на родину, объявляя, что государь дарует им освобождение.... Последующие государи также не раз подтверждали этот указ. Но тем не менее тайный провоз на Русь пленных и ясырей существовал, и в Сибири у всяких русских людей были они в услужении; из дозорных книг видно, что даже пашенные крестьяне имели у себя «крепостных» и «купленных людей» и ими обрабатывали свои пашни.
Мы выше упомянули, что калмыки преимущественно торговали в Тобольске лошадьми, но из одной отписки тобольского воеводы видно, что они продавали русским людям еще какую-то траву под названием «шар» и семена этой травы. Неизвестно, какое назначение имела эта трава. Нам попался только один документ, касающийся этого предмета калмыцкой торговли, но из него нельзя вывести положительного заключения относительно назначения «шара». Содержание документа следующее. В 1640 году один крестьянин говорил тобольскому воеводе, «что у тобольских у многих людей – у русских, татар и бухарцев – есть трава, а называют ту траву шаром и пьют ее вместо табаку для пьянства дымом рогами», т.е. курят, ибо московские люди и относительно курения табака выражались «пьют табак», «пьянствует табачным дымом», а курящих называли «питухами» и «пропойщиками». Но очевидно, что шар – не табак, доносчик различает эти травы. По извету этого крестьянина тобольский воевода велел сделать у русских людей обыск, велел искать толченой травы – «шар» в клетях и сеянный в огородах. Извет наполовину оправдался: у одного боярского сына было посеяно этой травы на трех грядках, у тобольских пеших казаков – у Ермачка на 7 грядках, а у других – на пяти и на 15 грядках; у казака Морозова найдено в клети 30 каченов и толченого «шару» 3 гривенки. Всех тех, у кого была посеяна или лежала в клети трава, потребовали в съезжую избу к воеводе. Но на допросе виновные все в один голос утверждали, «что они той травы не пьют, а держат для лечения, что эту траву в толченном виде они присыпают к ранам, и раны заживают». Других показаний воевода не добился. Мы, со своей стороны, заметим, что очень может быть, что эта трава «шар» имела двоякое назначение, т.е. употреблялась как лекарство и для курения вместо табака, как говорит изветчик. Тобольским обитателям мало было развлечений: кабак был давно уничтожен, а за курение табака, как известно, при Михаиле Федоровиче резали носы. И вот жители Тобольска за невозможностью иметь другие развлечения, отуманивающие голову, начали курить «шар»; если нельзя «пьянствовать вином» или «пьянствовать табачным дымом», то им казалось, что, может быть, правительство будет снисходительно относиться к «пьянству шаровым дымом». К сожалению, мы не знаем, какое решение Михаил Федорович постановил относительно последнего рода пьянства. Но тобольские обитатели чувствовали, что «шар» – запретный плод, об том можно судить по тому, что калмыки продавали эту траву секретно и на таможенных заставах не являли этот товар: мы просмотрели таможенные книги за 12 месяцев 1640 года, и ни в одном месте не встретили упоминаний о шаре, хотя в них записывали столь ничтожной цены товары, что десятой пошлины взималось с них на государя только четверть деньги. Вероятно, трудность взимания подобных мелких пошлин и заставила одного тобольского воеводу обратиться к Михаилу Федоровичу со следующей челобитной. «В твоих, государь, русских городах, – писал он около 1640 года, – для торговли живут твои государевы мелкие деньги – московки и полушки, а в Тобольске и в других сибирских городах мелких денег нет, и вследствие этого в торговых и во всяких делах бывает медленность и казне убыль; торговые же люди таких мелких денег в Сибирь не возят...». В заключение этой челобитной воевода просил, чтоб государь прислал из Москвы тысячи две или три московок и полушек для размена всяким людям копеек.
Вообще торговля в Тобольске процветала, хотя нужно заметить, что на тобольском рынке русские люди несравненно более покупали товаров, чем продавали. Мы выше упомянули, что государевы денежные доходы в этом городе к концу царствования Михаила Федоровича значительно увеличились. Это будет очевидно из сравнения сумм пошлинных сборов в Тобольской таможне в разное время: в 1624 г. таможенных десятой и двадцатой пошлин взято 3182 рубля, в 1625 г. взято 4118 р. 91 к., в 1640 г. таких пошлин собрано 5692 рубля; соответственно этому увеличился сбор и других пошлин, как проезжей, поамбарной, посаженной, явчей, померной, поголовной и т.п., например, проезжей пошлины в 1625 г. взято 713 р. 39 к., в 1640 г. – 1092 рубля. Общая же сумма всяких пошлинных сборов в 1640 году достигла почти 8000 рублей.
По нашему вычислению, на тобольском рынке в течение года продано разных товаров на 82405 рублей, а провезено товаров чрез Тобольск на 27300 рублей. Заметим, однако, что последняя цифра не вполне еще определяет количество товаров, провезенных через этот город, потому что с тех товаров, с которых проезжая пошлина взята, например, в Таре, в Тобольске уже таковая не взималась. Выше приведенные цифры пошлинных сборов показывают, что в Тобольске в конце царствования Михаила Федоровича была «миллионная торговля», ибо тогдашняя ценность денег по крайней мере в десять раз превосходила нынешнюю. Тобольский рынок особенно оживлялся в июне месяце, об этом можно судить по тому, что за этот месяц взято пошлин на 2595 р. 36 к.
Таким образом, местные казенные денежные доходы в Тобольске с излишком могли покрывать таковые же расходы. Сбор ясака с тобольских инородцев также значительно увеличился к концу обозреваемого нами периода: в 1628 году собрано мягкой рухляди с ясачных людей на 663 р., в 1629 г. – на 786 р., в 1640 г. – на 1997 р. Наконец, к концу царствования Михаила Федоровича сбор этой рухляди простирался на 2233 рубля.
Публикуется по: Буцинский Петр Никитьевич. Сочинения в двух томах: Т. 1. Заселение Сибири и быт первых ее насельников / Под ред. С.Г. Пархимовича. Сост. Ю.Л. Мандрика. – Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999. – 328 с. – [Приложение к журналу «Лукич»].
Фото: Прокудин Горский «Сидящий человек с кальяном» (Самарканд. 1906)
#историяСибири
https://vk.com/video-223059442_456239031?access_key=adf103c62465950de2
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев