Иван Поляков / Урманный промысел остяков
Здесь я должен еще сказать, что при выезде из Тобольска я получил возможность нанять на время моего путешествия в долине реки Оби до Обдорска, или даже до устья реки, весьма добросовестного фотографа, г. Лютика. Благодаря ему, я имею в настоящее время коллекцию весьма удовлетворительных фотографических карточек, представляющих, вместе с типами местностей и местных жителей, преимущественно остяков.
Остяки появляются по Иртышу уже около Алымских юрт; хотя здесь, и дальше по течению реки, также и по речкам, лежащим в стороне от долины реки, все остяки христиане, живут оседло, образуя особые инородческие селения, так называемые юрты, однако ж, в складе их жизни, в привычках, верованиях и промыслах сохранилось много первобытного; остяк и до сих пор стоит в самом тесном соприкосновении с природою; в особенности же по отношению к знаниям привычек разных зверей, птиц и даже рыб, он весьма точный и правдивый зоолог.
На речку Бобровку сопровождал меня остяк, лет 45-ти; начав урманный промысел лет 20-ти, он убил во всю свою жизнь, охотясь не каждый год сряду, 200 лосей, 200 оленей, 300 соболей, не считая другого мелкого зверя.
Остяк, собираясь в урман за белкою и соболем, нагружает около Покрова (1-го октября) маленькую нарту запасом сухарей, крупы, соли, частью говядины (может быть, той же лосинной или оленьей), тут же кладет нужное количество пуль, дроби, пороха, с сухими рыбьими костями для собак, которых и впрягает в нарту, сколько бы их ни было, одна, две или даже и больше; вместе с опытными собаками он берет в урман и щенят, значит, в науку; щенок, состоявший при опытной собаке, и сам становится хорошим ходаком, во многих случаях незаменимым промышленнику. Хорошая собака идет за белкою, соболем, лосем, выдрою, оленем и пр.; но многосторонние, по инстинктам, собаки редки; чаще они специализируются: отличная соболиная собака не заботится о белке, хорошо выслеживающая подо льдами выдру игнорирует оленя и проч.
Остяк, с хорошими собаками, около 6-го декабря, возвращается с доброю добычею из лесу, а к весне снова исчезает в лес за лосем, оленем, ходя за ними на лыжах с собаками по насту; весною, в феврале и марте, промышляют также белку и соболя. Ходя за промыслом, остяк приносит жертву «лесному вотчиннику», часто олицетворяя его в каких-либо естественных предметах природы; перед началом весеннего рыбного промысла он закалывает петуха, брызжет его кровью в воду чтоб умилостивить «водяного вотчинника», склонить его на уступку рыбы в добычу; вообще, в своих верованиях, остяк весьма типичный фетишист, нередко олицетворяющий величайшую суть мироздания, результаты строжайших законов природы, в грубых изделиях своих рук, в истуканах. Но если остяк плох, как философ, то в обыденных своих действиях, промыслах, он не лишен здравого смысла и довольно тонкой наблюдательности; состояние его инстинктов еще таково, что он не лишен той способности, которой люди обязаны приручением многих полезнейших домашних животных.
Так, например, остяки держат почти в прирученном состояши лисиц, вылавливал молодых лисят в их гнездах плашками; они держат и вскармливают их дома до тех пор, пока мех их сделается достаточно годен к употреблению, хотя нужно заметить, что лисицы, воспитанные дома, всегда имеют худший мех, чем убитые на свободе; притом, в подобном обычае домашнего воспитания лисиц, нельзя не видеть и вредных последствий. Кстати сказать, что мне удалось видеть на воспитании и черно-бурых лисят; их было взято из одного гнезда 5 штук. Лисяты были все совершенно темно-буры, с короткою, несколько глянцевитою летнею шерстью; отец и мать их были тоже черно-бурые; по наблюдениям жителей, в одном гнезде иногда бывает одна половина черно-бурых, другая рыжих, в случае если родителями были черно-бурая и обыкновенная лисица. Отсюда следует заключить, что черно-бурая масть передается у лисиц наследственно; и есть такие места, которые в особенности славятся черно-бурыми лисицами; значит, в них особи, ускользающие от истребления, постоянно поддерживают свое черно-бурое поколение; с другой стороны, из вышесказанного следует, что черно-бурая лисица и обыкновенная дают плодовитое потомство и естественно случаются между собою; следовательно, они не могут составлять отдельных видов и, кроме того, они, по-видимому, не могут составлять географических разностей, так как они повсюду друг другу сопутствуют.
Публикуется по книге: Иван Поляков. ПИСЬМА И ОТЧЕТЫ о путешествии в долину р. Оби, исполненном по поручению Императорской Академии Наук (фрагменты из книги)
#путевыезапискиПолякова
Нет комментариев