)
А еще менее русского элемента было в это время в уезде Пелымском. По первой переписи он состоял только из двух слобод – Таборинской и Гаринской и одной деревни.
Таборинская слобода была основана на правом берегу реки Тавды между двумя небольшими речками Таборинкой и Лошкомьей, впадающими в Тавду. Основание первой слободы Миллер относит к 1621 году в одном месте своей истории, а в другом – к 1618 году. Но, кажется, ни то, ни другое не верно. Еще в 1608 году царь Василий Иванович велел пелымскому воеводе прибрать охочих людей от 50 до 100 человек и поселить на пашни в Таборах. На этот указ воевода отвечал, что «в Пелыме охочих людей нет, а в Перми и у Соликамской охочих людей на таборинскую пашню добыть можно». После этого послана царская грамота пермскому воеводе, чтобы в Перми и Соликамской прибрать в Таборы пашенных крестьян человек с 50 и до 100 из охочих людей. В то же время и пелымскому боярскому сыну велено ехать туда же и прибирать пашенных людей в Пелымский уезд. Трудно предположить, чтобы это распоряжение царя не было исполнено тогда же. Можно только сказать, что на этот призыв откликнулось охочих людей очень мало, в Таборинской слободе даже вместе с переселенцами из Пелыма пашенных крестьян в 1625 году был только 21 человек. На более раннее основание этой слободы указывает и то обстоятельство, что в 1618 году в ней уже было более 40 десятин переложной земли.
Вторая слобода Пелымского уезда основана на правом берегу Сосвы, несколько выше соединения этой реки с Лозвой и между вогульскими юртами Елышевскими и Еболдинскими. Она, несомненно, основана в 1623 году. Еще в сентябре 1622 года пелымский воевода по государеву указу велел подьячему Путилу Степанову, стрельцу Терентию Захарову и пашенному крестьянину Неверову «ехать вверх по Тавде-реке до Елышевских юрт и, приехав туда, досмотреть пашенного места Гарей – можно ли там пахать и какова земля, есть ли угодья и сколько крестьян на государеву пашню посадить можно». Известия дозорщиков были благоприятны: между указанными юртами и двумя небольшими реченками было достаточно сухого места – около 100 десятин с почвой среднего качества, – на котором можно завести государеву пашню и поселить 30 человек пашенных крестьян. Поэтому уже к 1623 году там поселено 10 человек крестьян, а в следующем году послана пелымскому воеводе грамота, чтобы он прибрал «на новое усадище на Гарей» еще 20 человек. При этом желающим поселиться в новой слободе объявлена четырехлетняя льгота и подмога на десятину по 10 рублей денег и по 10 четвертей хлеба, «а если не возьмут, то давать им по 16 рублей денег». Но, несмотря на эти выгодные обещания, на призыв пелымского воеводы немногие из охочих людей откликнулись. В 1625 году в Гаринской слободе было только 11 дворов, а крестьян – 13 человек. Кроме двух слобод, в Пелымском уезде, кажется, одновременно с Таборинской слободой основана деревня при Ворьинском озере житничным целовальником Деревенским. В 1625 году в ней было три дома. А людей в них тоже три.
Таким образом, по первой переписи в Пелыме и его уезде всего русского населения с ружниками и оброчниками было 143 человека, исключая женщин, детей, братий и племянников. Из них пашенных крестьян 45 человек, которые пахали на государя 35 десятин в поле, а на себя «средней земли» – 74 четверти в поле и сена косили 2000 копен. Кроме русских пашенных людей, в Пелымском уезде, именно в Таборинской волости, государеву пашню пахали таборинские татары и вогулы, около 60 человек. Эти последние посажены на пашни и вместе с этим освобождены от ясака еще в 1594 году. По распоряжению воевод они в первые годы сеяли на государя разного хлеба 138 четвертей ежегодно, но в 1596 году по их челобитью государь велел пашенных таборинских татар и вогулов «в пашне полегчить» и сеять на государевых пашнях по 40 четвертей ржи и по 80 четвертей овса ежегодно, т.е. пахать 20 десятин под озимое и 20 под яровое.
После первой переписи и до 1645 года в Пелымском уезде мы замечаем то слабое увеличение русского элемента, то слабое уменьшение. Это будет видно из следующих статистических данных.
В 1634 г. пелымских крестьян было 13, таборинских – 28, гаринских – 18; в 1637 г: пелымских – 14, таборинских – 27, гаринских – 17; в 1640 г.: пелымских – 14, таборинских – 26, гаринских – 16; в 1645г.: пелымских – 14, таборинских – 26, гаринских – 16.
Таким образом, в конце царствования Михаила Федоровича русского населения в Пелымском уезде было 56 человек взрослого мужского пола, а в самом Пелыме (по присяжной книге) разных людей 126 человек [См. «Пелым. Города имянная книга приведенных к присяге Алексею Михайловичу. Дек. 1645».], между тем как ясачных людей в Пелымском уезде было в то время до 620 человек.
Относительно пашенных инородцев следует заметить, что количество их постепенно увеличивалось до 1632 года, а потом начало уменьшаться вследствие смертности: в этом году пашенных татар и вогулов было 70 человек, в 1635 году – 60 человек, а к концу царствования Михаила Федоровича осталось только 33. Государевой пашни в Пелымском уезде к концу обозреваемого нами периода уменьшилось до 66 десятин в поле.
Что же касается доходных статей города и его уезда, то правительство в обозреваемый нами период никогда не могло покрыть местными средствами ни хлебных, ни денежных расходов. Сметные пелымские книги как хлебных запасов, так и денежных доходов всегда заканчивались дефицитом, и воеводы, указывая на последний, ежегодно спрашивали: «А о том, государь, что укажет?».
Поэтому ежегодно в Пелым присылали хлеб то из Тобольска, то из Верхотурья. Пашенные крестьяне, хотя и достаточное количество обрабатывали своей земли, но редкий год могли прокормить себя без заемного хлеба из государевых житниц, так что они были в постоянном долгу. Воевода по этому поводу замечал в «сметной книге», что крестьяне люди бедные и взять с них нечего. Вот почему Пелымский уезд так медленно и слабо заселялся русским элементом: малоплодородная почва да еще частый падеж скота не могли сюда привлечь охочих людей.
Еще менее были удовлетворены денежные доходы города Пелыма; годовой итог оных был ничтожен, а потому для покрытия денежных расходов ежегодно присылалась некоторая сумма из Тобольска. Вообще средний ежегодный дефицит простирался до 350 рублей. Зато пелымские воеводы собирали столько ясака с инородцев Пелымского уезда, что оным можно было с излишком покрыть как хлебные, так и денежные местные расходы. В 1628 году собрано ясака и поминков на 645 рублей, в 1635 году – на 872 рубля [См. «Приходо-расходную книгу города Тобольска».], в 1643 году – на 850 рублей. При этом нужно заметить, что полный ясак никогда не собирался с инородцев Пелымского уезда, всегда был недобор, и очень значительный. Я просмотрел ясачные книги Пелыма за 10 лет, и ни за один год инородцы не заплатили ясака столько, сколько требовалось по окладу, – недобор иногда простирался до 600 рублей и более.
Но если взять среднюю величину всяких доходов и расходов, то Пелымский уезд все-таки давал прибыль государевой казне ежегодно около 250 рублей.
Публикуется по: Буцинский Петр Никитьевич. Сочинения в двух томах: Т. 1. Заселение Сибири и быт первых ее насельников / Под ред. С.Г. Пархимовича. Сост. Ю.Л. Мандрика. – Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999. – 328 с. – [Приложение к журналу «Лукич»].
На фото: Заброшенное село Пелым с высоты.Михаило-Архангельская церковь. Автор Anton Fadeev
#историяСибири
https://vk.com/video-223059442_456239031?access_key=adf103c62465950de2
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев