пособие для студ. высш. учеб. заведений
Продолжение.
Конкретные цели бизнес-плана заключаются в следующем:
проведение сравнительного анализа эффективности деятельности организации, ее структурных подразделений с ее конкурентами;
позиционирование организации на конкурентных рынках;
разработка стратегии развития организации в целом и ее направлений деятельности, а также определение методов реализации выбранной стратегии;
контроль, текущий анализ, регулирование и оперативное управление;
привлечение инвесторов и снижение затрат по привлечению капитала на основе социально-экономической прозрачности организации;
снижение уровня совокупного риска в ходе осуществления ее производственной, научно-технической, финансовой и внешнеэкономической деятельности и, как следствие, снижение затрат по привлечению капитала;
разработка и осуществление проектов создания новой продукции;
формирование наиболее благоприятного общественного мнения в отношении организации степени ее социальной ответственности;
стандартизация процесса ознакомления потенциальных инвесторов с организаций.
Перечисленные цели требуют решение следующих задач:
осуществить анализ тенденций в мировой экономике, стране, регионе, отрасли (конкурентов), целевых рынках; описать эти тенденции с помощью эконометрических методов и моделей;
спрогнозировать социально-экономическую политику правительства на основе полученных выше результатов;
оценить возможные действия конкурентов на основе полученных выше результатов;
выявить и оценить наиболее динамичные рынки, определив возможную долю организации на рынке;
сформировать стратегические и тактические действия по освоению и возможному выходу с выявленных потенциальных рынков;
скорректировать стратегические и тактические цели организации;
оценить производственные затраты по созданию, освоению, производству новой продукции и ее реализации;
определить маркетинговые, логистические мероприятия организации по углубленному изучению целевых и перспективных рынков, проведению рекламы, формированию спроса, продвижению товаров, стимулированию объема продаж, организации каналов сбыта, выбору наиболее целесообразных методов ценообразования и т.д;
определить динамику рынка труда регионов, в которых размещаются структурные подразделения организации;
определить организационно-технические мероприятия по управлению внутренней и внешней трудовой мотивацией персонала, его структуры и численности, с учетом сформированных ранее моделей и прогнозов;
установить чувствительность организации к различным факторам внутренней и внешней среды. Взвесить и оценить их значимость для организации и определить возможность влияния на них со стороны организации и уровень затрат на это;
Построить бизнес-план предприятия.
Решение поставленных целей и задач бизнес-плана дает организации существенные преимущества перед ее конкурентами, а именно:
делает руководство и весь коллектив более профессиональным;
позволяет обеспечить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей и задач;
делает организацию более подготовленной к изменчивости и неопределенности внешней среды;
способствует более четкому формулированию функциональных обязанностей и определению степени ответственности всех уровней руководства;
дисциплинирует персонал, побуждает объективно взглянуть на свои возможности и достоверно их оценить;
повышает внутреннюю мотивацию персонала и как следствие вызывает динамичный рост производительности труда без существенных капиталовложений;
позволяет проводить в жизнь собственные цели и задачи через понимание интересов всех заинтересованных сторон;
снижает вероятность наступления реального банкротства организации вследствие исключения грубых ошибок в социально-экономических расчетах и обоснованиях.
С учетом назначения бизнес-плана, целей и задач, решаемых с его помощью, приведем основные и наиболее часто встречающихся на практике типы бизнес-планов.
Бизнес-план организации – программа развития на предстоящий плановый период с указанием необходимых и достаточных социально-экономических показателей для обоснования привлечения необходимых объемов инвестиций и ресурсов.
Бизнес-план заявки на кредит - разрабатывается с целью получения заемных средств от организации-кредитора.
Бизнес-план инвестиционного проекта – это изложение результатов маркетингового, логистического исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предлагаемых конечных экономических и финансовых результатов.
Бизнес-план структурного подразделения (центра финансового учета) – это изложение плана деятельности подразделения.
Бизнес-план заявки на грант - составляется для получения инвестиций из государственных бюджетов различных уровней и/или различных отечественных, зарубежных фондов с целью решения социально-экономических проблем и сопровождаемый обоснованием прямых и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества при условии выделения средств или ресурсов под предлагаемый проект.
Бизнес-план развития региона – это обоснование перспектив социально-экономического развития региона с обоснованием объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенных бюджетными полномочиями.
Бизнес-план учреждения (государственного, негосударственного) – это обоснование перспектив и значимости социально-экономического развития учреждения (например, вуза, поликлиники, школы, научно-технических центров и т.д.) для общества. При этом определяется потребность в ресурсах по плановым периодам.
Горизонт планирования
В зависимости от временного горизонта плана организации планирование разделяют на три типа:
краткосрочное;
среднесрочное;
долгосрочное.
Такое разделение планирования на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное означает различие отрезков времени, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет технический характер.
Краткосрочное планирование — это разработка планов на один год. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам. При этом первый квартал планового периода детализируется вплоть до сменного уровня. Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей.
Среднесрочное планирование опирается на краткосрочные планы. Горизонт среднесрочного планирования находится в диапазоне от 2 до 5 лет.
Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени — от 5 до 10 лет. Его нельзя отождествлять со стратегическим планированием, которое по своему содержанию гораздо сложнее долгосрочного. Оно не является простой экстраполяцией предыдущих планов и поэтому не может отождествляться с функцией времени, так как характеризует функцию направления развития организации. Все типы планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.
В зависимости от того, какое значение имеет тот или иной тип в процессе плановой деятельности, планирование разделяют на два основных типа: стратегическое и оперативное (тактическое).
Стратегическое и оперативное планирование
Весь процесс планирования в организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности организации (стратегическое планирование), и определение тактики реализации стратегии ( оперативное, или тактическое планирование).
Стратегическое планирование
Стратегия организации — это определение общих направлений ее деятельности. Стратегия это действие и противодействие организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства. Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период.
Ответственность за разработку стратегического плана несет руководство организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности и масштабного охвата всей деятельности персонала.
Тактическое планирование
Тактическое планирование так распределяет и управляет всеми ресурсами организации, чтобы наиболее оптимально обеспечить достижение стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный, среднесрочный и частично долгосрочный периоды.
Основными различиями между стратегическим и тактическим планированием является то, что стратегическое планирование отвечает на вопрос — чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния.
Процесс планирования в организации
Процесс планирования в организации можно представить в виде следующего алгоритма.
Вначале принимается решение о создании нового бизнеса или о расширении текущей деятельности организации. После принятия данного решения проводится анализ собственных возможностей и способности осуществить его. На следующем этапе выбирается и уточняется номенклатура товаров и услуг, которые намечаются к выпуску. Данный этап порождает следующие этапы:
Исследуется потенциальный (целевой) рынок, выбранных товаров и услуг и его взаимодействие с другими рынками, а также потенциальные конкуренты.
Оценивается и прогнозируется объем продаж.
На основании оценки ареала потребителей определяется территориальная привязка планируемых производственных мощностей.
Осуществив работы по последним трем этапам, разрабатывается план производства под планируемые производственные мощности. Данный этап порождает следующие этапы:
Разрабатывается юридическая схема планируемого бизнеса.
Формируется учетная политика и организация бухгалтерского учета.
Формируются портфели контрактов (договор и/или протокол намерений) с поставщиками и потребителями со всеми условиями поставок.
Формируется портфель поставщиков оборудования, технологий и строительно-монтажных организаций со всеми условиями.
Определяются формы и виды страхования планируемого бизнеса.
На основании всех прогнозов и данных предыдущих этапов разрабатывается и моделируется финансовый план с различными горизонтами, детализацией и сценарными планами с обязательным моделированием всего спектра рисков.
На последнем этапе составляется резюме бизнес-плана.
Состав, структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером организации, активностью целевого рынка сбыта, эффективностью конкурентов, а также стратегическими целями и задачами планируемого бизнеса и перспективами роста организации.
Структура бизнес-плана достаточно стандартна вне зависимости от объема необходимых инвестиций и масштабов организации и времени ее жизни. Объем бизнес-плана зависит от его целей. Если этот план внутрифирменного развития, то объем его регламентируется только внутренними стандартами организации. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20-30 листов, а бизнес-план, цель которого привлечь крупные инвестиции, капитал, может составлять до 100 страниц без учета приложений. Данные требования по объему достаточно условны и, в конечном счете, определяются инвесторами и их экспертами.
Общие требования, предъявляемые к бизнес-плану, можно сформулировать следующим образом: он должен быть лаконичным, четким, емким, грамотным, быть понятным финансистам инвесторов, партнерам по бизнесу, должен быть выполнен с учетом требований, стандартов инвесторов.
В связи с целями и задачами бизнеса, множеством требований и стандартов инвесторов и отсутствием единого принятого стандарта существуют различные структуры бизнес-плана с той или иной степенью конкретизации, детализации его разделов. Более подробно наименование, количество, содержание, цели и задачи разделов будет рассмотрено далее.
Финансовые схемы
При выборе формы финансирования и организационных схем следует учитывать:
макроэкономический аспект (состояние социально-экономических процессов в мировой экономике, России, региона, отрасли, их проблемы и тенденции);
микроэкономический аспект (состояние и перспективы предприятия, значимость и эффективность реализуемого проекта, степень готовности к инвестициям и др.).
преимущества и недостатки наиболее распространенных форм финансирования инвестиционных проектов.
В центре внимания стоят главным образом два критерия. Первый критерий отвечает на вопрос, получает ли предприятие средства от собственного инвестора или со стороны независимо от собственной рыночной деятельности или вообще без внешнего финансирования, зарабатывает ли предприятие эти средства самостоятельно в процессе производства - внутреннее финансирование. Второй критерий подразумевает вопрос, кто является владельцем полученных или заработанных средств в процессе производства - владельцы предприятия или сторонний вкладчик.
В определенных случаях меняется лишь структура имущества, поэтому в качестве третьей группы необходимо ввести финансирование из перераспределения стоимости имущества.
Финансирование может производиться как в денежной (национальной и/или твердой валюте), так и в не денежной форме (товарной, вексельной). На практике эти формы финансирования взаимосвязаны: в частности, «лизинг» можно назвать одной из форм «кредитного финансирования», а иностранные межправительственные кредиты поступают в федеральный бюджет и подлежат распределению в централизованном порядке.
В условиях отсутствия собственных средств (прибыли и амортизационных отчислений) и дефицита централизованных средств заемное финансирование было и остается одной из главных форм финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятий в развитых странах. Заемные средства предоставляют как коммерческие банки: российские, иностранные, международные типа ЕБРР и МБРР, так и не банковские структуры: финансовые компании, страховые компании, фонды и др.
Современная экономика предусматривает перемещение капитала и свободной конвертируемости основных валют мира. Для предприятий открыты финансовые рынки всего мира. Но так как издержки на транзакции, информационное обеспечение и коммуникации достаточно высоки, международное финансирование целесообразно, как правило, только для крупных предприятий.
У мультинациональных предприятий есть возможность получать средства на финансовых рынках мира через материнское предприятие (централизованное финансирование) или через дочернее предприятие (децентрализованное финансирование), как это показано на рис. 1.1. ниже:
https://idiinvest.narod.ru/Book/book-23/b23_html_m1864ec7c.png ), как целостный взаимоувязанный комплекс космических и ноосферных процессов.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев