На место будущего города Николай Иванович приехал после окончания войны с Японией, в ноябре 1946 года. Возглавил управление производственных предприятий АУС. Он создавал заводы стройиндустрии, организовывал железнодорожный и автомобильный транспорт, финансовую и экономическую службы. Ему нужно было строить не только заказчику, но и создавать собственную базу. Больше 30 лет трудился он заместителем начальника Ангарского управления строительства, обеспечивал стройку материальными ресурсами. Он был в числе людей военных, что первыми прибывали к месту назначения.
Первая тройка людей, приехавшая сюда, были Н. Станишевский, А. Токарев, начальник УРСа и главный бухгалтер стройки Д. Богдан-Курило. Селились руководители в коттеджах на берегу Китоя. В те годы руководителями стройки были люди военные, имели высокие чины, несли большую ответственность за порученное дело, соблюдали строгую дисциплину. Чем отличались их производственные характеристики от тех, что пишутся в последние годы? В обязательном порядке указывалось такое качество, как честность, так и писали в личном деле «честен». Я видела такие документы в Ангарском военкомате.
Родился Николай Иванович в 1913 году в Киеве. В 14 лет начал самостоятельную жизнь воспитанником в авиашколе в Севастополе, где стал рабочим человеком – слесарем-мотористом. Приступил к слесарному делу на заводе «Молот» в городе Ейске. Активный комсомолец, работал до 1936 года заведующим отделом РК ВЛКСМ на Каширском отрезке Московско-Донбасской железной дороги. Прошел рабфак. В 1937 году по призыву комсомола уехал строить железную дорогу Улан-Удэ – Наушки.
Через год Иркутский обком комсомола направил его на работу в Бодайбо на «Лензолото». Там он был начальником техснаба. К тому времени уже имел семью, двух дочерей Ирину и Светлану. В первые же дни войны, невзирая на бронь, записался на фронт. Было ему 28 лет. Попал в резерв и служил на Востоке. После победы над Японией демобилизовался не сразу. К семье вернулся только через год. Погоны не снимал до самого конца жизни.
В Ангарск он был откомандирован по решению Иркутского обкома ВКП(б) в ноябре 1946 года. Что здесь тогда было? Стояли палатки да землянки. Должность у него была ответственная и немаленькая – заместитель управляющего Трестом Минтрасстрой в АУС-16 – и до 1976 года полковник Станишевский не сдавал своих позиций. Ангарчане строили не только свой город, но и Байкальск, Краснокаменск, Саянск, Первомайск, и везде возводили крупные промышленные комплексы.
Работал с такими людьми, как генерал-лейтенант Семен Николаевич Бурдаков, инженер-полковник Роберт Сергеевич Зурабов, инженер-полковник Сергей Никифорович Алешин. Генерал-лейтенант С. Бурдаков 6 июля 1948 года был назначен начальником Китойского ИТЛ и строительного управления № 16, полковник Р. Зурабов – главным инженером. Бурдаков любил Станишевского, как сына, доверял ему, оставлял за себя. Они часто вместе отдыхали, ездили на охоту в сторону Тальян. Об этом оставили воспоминания местные лесники. Зимой ходили на лыжах. У Бурдаковых была интересная библиотека, и, как вспоминает школьные годы Ирина Николаевна, дети ходили к ним эти книги читать. Домой не просили. Сюда с сестренкой Светланой их перевезли из Иркутска, там они учились в 15-й школе на улице Свердлова. Руководители селились в коттеджах на берегу Китоя. Дети их ходили в первую школу, жили по строгому расписанию, возвращались домой засветло, были под пристальным вниманием родителей.
В Министерстве Средмаша руководство было ответственное, потому и на местах, что на стройке, что на АЭХК – дисциплина была очень строгой, она была как залог успеха. Это Бурдаков предложил назвать город Ангарском и очень радовался, считал, что название удачное. Об этом он написал в своих воспоминаниях. Были люди, которые усомнились в авторстве генерала, но оспорить не смогли. Говорят, что название Ангарск мелькало на устах тех, кто еще до войны, в 30-е годы планировал строительство комбината и города, по аналогии Иркут – Иркутск, Ангара – Ангарск.
Зурабов тоже уважал Станишевского, и тоже на производстве оставлял его за себя. А после, уехав из Ангарска, звал его с собой строить атомную электростанцию.
– Жили мы достаточно скромно, вспоминает Ирина Николаевна, – отцы уезжали рано, работали долго по московскому времени, а наши мамы готовили обеды и ужины. Поселились мы на улице Набережной, коттедж 52. Отец наш был замечательным человеком, добрым, честным и надежным. Про таких говорят – идейным. Он был человеком гостеприимным, общительным. В 1968 году получил Почетный знак «Отличник здравоохранения». Вместе с Алешиным и Новокшеновым они действительно много сделали для охраны здоровья ангарчан. Иркутский институт народного хозяйства по специальности экономика он закончил, будучи уже в Ангарске. Николай Иванович имеет награды: орден «Красной Звезды», орден «Октябрьской революции, два ордена Трудового Красного Знамени, всего у него было 16 правительственных наград. Он был хорошим организатором и хозяйственником. В дальнейшем Семен Николаевич Бурдаков возглавлял в городе Мелекесе Ульяновской области строительство Государственного научного центра – НИИ атомных реакторов. Роберт Сергеевич Зурабов после 13 лет службы в Сибири был переведен в Москву, где почти столько же лет проработал начальником Главного строительного управления Министерства среднего машиностроения. В нашем городе его именем названа одна из центральных улиц.
Николай Иванович Станишевский за свои заслуги перед городом в 1976 году получил звание «Почетный гражданин города Ангарска». В том же году он уехал работать на электромеханический завод «Прогресс» в город Протвино Московской области заместителем директора предприятия, на котором производили оборудование для атомных станций. Проработал 15 лет, трудился до последних лет жизни.
Такие люди сделали Сибирь обжитым и благополучным краем! Не случайно этих руководителей строительства не первое поколение ангарчан называет отцами города.
Людмила Россова, член Союза журналистов РоссииНа снимках:
5. Николай Станишевский с женой Капиталиной Ивановной. Июнь 1940 год, город Бодайбо
6. Н.И. Станишевский, 15 марта 1967 год.
7. В центре сидит С.Н. Бурдаков, начальник стройки, в коттедже Станишевского, который хлебосольно принимает гостей. Рядом слева сидит его супруга Елена Спиридоновна Бурдакова. Справа стоит заместитель главного инженера стройки Виктор Иванович Иванов. Рядом справа сидит Николай Иванович Станишевский.
8. Капитан Д.М. Фоминых, капитан Н.И. Станишевский и лейтенант А.А. Горелик. 1 июня 1946 года. Руководство управления полевого военно-транспортного Забайкальского фронта по Маньчжурии.
9. Начало ангарской стройки. Заместитель главного инженера В. Иванов, заместитель начальника строительства Н. Станишевский и главный бухгалтер Д. Богдан-Курило.
10. Ангарск, май 1970 год. Н. Станишевский с внуком Колей Овчинниковым. Николай Юрьевич Овчинников пошел по стопам деда и отца, возводит еще одну Сибирскую стройку века в Усть-Куте.
Снимки из семейного альбома Станишевских.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев