Завтра, 19 августа по новому стилю, Русский Мир празднует Преображение Господне.
В простонародье сей день величается Вторым Спасом. Если Первый Спас у нас почитается Медовым, то нынешний тоже сладкий - Яблочный. С этой поры наши предки начинали снимать яблочный урожай.
В плодоносный год к этому дню чтивая русская яблонька в смирении поклоняется усердному пахарю и в самый разгар натужной страды утешает его своим сочным угощением. По исконному завету до Второго Спаса наш крестьянин румяный плод на ветке не трогал, а всё к нему присматривался... А уж ежели брал сладкое яблочко в руки, то откладывал его до Преображенья.
Народный обиход благочестия не вкушать яблок до их освящения на день Спаса-Преображенья напоминает, что всё в быту русского крестьянина созидалось через Создателя – наперво Господу, а засим уж себе.
В этот день всякий домохозяин на русской посельщине приносил свежие плоды в храм. Часть освящённых яблок крестьяне жертвовали церкви, а потом священник раздавал их всем прихожанам, непременно включая нищих на паперти:
«Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка», «На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!»
От обедни Благочестивый люд устраивал молебен прямо в саду, а только затем и приступал к сбору сладкого урожая.
Наши седые предки август величали “месяцем-соберихой”. В сию пору они примечали: коли деньки держатся ещё ясные да тёплые, ежели лето красное-ведреное никуда покамест не торопится, то ночами звёздными после Второго Спаса всё одно холода усиливаются, и осень на Русь пробирается.
Вот и доносятся из далёкой старины посельской назидания:
«Со Спас-Преображенья — погода преображается!»
«Дело-то идет к Покрову, а не к Петрову»
«Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас!»
Так уж повелось, что Евангельский факт, когда небесная слава Христа-Спасителя во всём своём величии открылась перед тремя апостолами на горе Фавор, совпал с преображением простонародного русского быта в начале сытого, но натужного месяца-соберихи.
Август порадует нас ещё одним Спасом, что прозывается «Спожинками». Отмечается он в день Успения Пресвятой Богородицы, о чём Русская Община обязательно вам напомнит.
С ПРАЗДНИКОМ!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13
На Фаворе нет такого сада-
Там невыразимые лучи
От Его нетленного наряда.
Там, среди кромешной темноты,
Бездна ослепительного Спаса,
В мраке безутешной нелюбви
Вечная любовь горит нетварно.
На Фаворе яства не кропят,
Фрукты освященные не сушат-
На Фаворе просят у Христа
Высушить заплаканные души.
Ах, любовь! Она всегда светла!
Тёплый ветер яблони обтрусит…
Кто-то яблок с трепетом откусит,
Кто-то вкусит Самого Христа.
(Е. Бобров)
С ПРЕОБРАЖЕНИЕМ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком церковным людям. В первую очередь это относится к так называемым «Спасам». Беда лишь в том (и это не единственная наша «беда»), что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) – «яблочным», а Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Здравый смысл подсказывает, что основа церковных торжеств – не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные (строго говоря – неуместные) названия не имеют к ним никакого отношения.
Постараемся понять – какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из