Новый год – обман. Новый год насаждают те, кто борется с Рождеством. На Новый год кушать вредно. На Новый одно пьянство. Новый год – иллюзия надежды. Он причина депрессии.
Есть люди, которые ненавидят Новый год. Они не отмечают его. Ложатся спать как обычно. Или читают в ночь с 31-го на 1-е акафист мученику Вонифатию от пьянства. И это замечательно, что есть кому бороться с Новым годом и Дедом Морозом.
Но я хочу спросить:
– Это что должно было случиться в голове, чтобы с таким вдохновением бороться с Дедом Морозом и Снегурочкой?
Почему они празднуют Новый год? Потому что твой пример их ни в чём не убедил. Они видят, что молишься, постишься, а всё равно злой и больной нервами. Им странно, что человек ищет одиночества и прячется от родни и назло всем ложится спать в Новый год.
Одна дама говорит:
– Я чужая в новой родне. Они – люди деревенские. Тёща к Новому году будет резать тазики салатов. Невестка взялась варить холодец. Бабушка котлеты. А мне ничего не доверяют, кроме как что-нибудь купить. Мне неприятно и тяжело с ними.
В народной жизни есть моменты выхода в бытовой астрал. Мужики ловят рыбку, которую не ест даже домашний кот. Рыбаки покупают дорогие удочки, блёсны, сапоги, грелки для рук и внедорожники. Рыба того не стоит. Не в этом дело. Это мужской астрал. Только тот, у кого жена ведьма, медитирует на рыбалке.
Кто-то «с Павликом идёт в баню на Новый год». Это ещё одна форма мужской медитации. Кто-то бежит Рождественский кросс, словно Христос был спортсменом. У народа есть масса вещей, компенсирующих городское перенапряжение, отсутствие или избыток общения. И, конечно, в коренном народе не хватает ощущения себя Большой семьёй, роднёй и коллективом. Не хватает песни, которую поют вместе. Не хватает сильного глубинного слияния с большой семьёй, большой, чистой, заснеженной землёй и ясным, морозным, звёздным небом.
Бабы режут салаты тазиками и уже медитируют. Они выпали из гонки за рублём и ребёнком. Они погрузились в жертвоприношение дружбы. Она же столько не съест. Но уже предвкушает радость одаривания салатами из своей руки тех, кого любит. Как умеет, так и любит. Не мешай ей.
Предновогодняя ночь отчуждает повара от мира. Она медитирует на монотонной работе. Сжимает пружину радости. Выражает свою жертвенность и... очень важное, погружается в себя и свои мысли. Резка салатов – «священное» время, когда отстали начальник, муж и дети. Она наконец-то одна. И она думает о лучшем будущем. Она призывает его самоотверженным трудом на кухне. И кухня может быть Голгофой и Гефсиманским садом. И на кухне можно служить Богу и людям. Мытьё посуды можно обернуть в упражнение смирения и выплеск зла или обиды. Энергия гнева очень хорошо купируется мытьём посуды.
Да, они в новогоднюю ночь не в церкви. Но церковь нельзя натянуть на весь мир. Радость церкви незаменима. Её дары несравненны. Но хочется не в церкви обнять и увидеть всю родню. Мы стоим в храме и не смотрим друг на друга. Все телесно порознь, а духом едины. Но иногда хочется не отворачиваться друг от друга, и есть и пить, глядя в глаза. Семьёй пить чай на приходе хорошо, но не то. Родня за одним столом тоже незаменима.
Конечно, никто не связывает шампанское и счастьем. И не думает, что бенгальский огонь прогонит трудный Старый год. Но замечено, что если быть лучше, то счастье становится ближе. Женщины наряжаются в самое лучшее. Например, в малиновое бархатное платье. Красят губы, завивают волосы, а в волосы вплетают серебряный дождь. И это шаг к счастью – стань выше горя.
Главный посыл Нового года – пауза в беге по крысиным ходам города, добычи, еды. Побыть вместе. Остановиться и увидеть снег, вспомнить то, что вдохновляло в детстве, оценить то, что можем потерять. Например, старых родителей.
Не все ведь ходят в храм.
Не надо думать, что мы такие самые умные и пришли в храм. Ты не знаешь, сколько в тебе твоего, а сколько в тебя вложил Бог. И сам ли ты пришёл в церковь от большого ума, или тебя в неё привёл и втолкнул Бог. Мы привыкли, что мы всё сами. А я вижу, что большая часть того доброго, что я сделал было желанием Бога. Не сам я. Не от ума. А Бог действовал через меня, помимо моего ума и моих таких прекрасных чувств.
Мы не знаем, почему Господь выбрал именно нас и почему дал нам дар веры. А тем, кто празднует Новый год, не дал. А если не знаем, то и судить нечего. Богу они и такие нужны. Как те, кто живёт роднёй, жертвой салатов или еды, старается стать красивее. А что? Красота – это не просто так. Это косвенное сияние славы Бога.
Ну сидишь ты один на Новый Год и сиди. Читаешь молитвы Вонифатию, ну и молодец. Встал утром на зарядку – того лучше.
Если механизм не смазывать, он задымится. Новый год, в такое неурочное рождественское время, лучше, чем если его не было бы совсем. Мы в церкви ничего не можем предложить равного сбору деревенской родни в деревне, с новогодней печёнкой, красивыми тетушками в бархатных платьях, стариков в белых рубахах и галстуках, детей с бенгальскими огнями и подарками под ёлкой. И не надо. Боже сохрани нас, влезать в семейные дела, тайны и сверхтайны. Церковь от всего этого избавилась 2000 лет назад.
Совместная еда имеет что-то глубинное. В образ священного обеда создана Евхаристия. Она так и называется «обедня». Поминальная трапеза – это же не просто покушать. В Псалтири Давид сетует:
– Тот, кто ел со мной хлеб, поднял на меня ногу свою.
Он видит преступлением и осквернением тайны общего хлеба предательство друга. Как клятвопреступление. Само слово Жертва и жрец, от древнего «жрати». Новогодний ужин существует как общение низшего порядка, чем служба, но тем не менее, не заменяемого ей. Совместная еда, как-то глубинно связывает семью в единое целое. Ужин с отцом или матерью, братьями и детьми ничто не заменит. А в семье никогда не бывает так, что все до одного ходят равно в храм. И что теперь? Прятаться от родни и укорять их Христом?
Что тебе дела до тех, в ком Бог зреет, как яблочко в мае? Они ведь чувствуют душой тайну и понимают, что жизнь их не собственных руках. И им остро нужно чудо. Чудо с неба. Чудо о добром. Чудо которое приносит свет.
Не трогай их. Не ищи спелых яблок в мае. Оставь всех в покое. Ляг 31-го числа пораньше и постарайся никого не ненавидеть. Особенно Деда Мороза. Тебе не нужна родня, которая не дошла в храм, ну и замечательно. У них на одной полке стоит Никола, Спас и Есенин. Они крестят детей и плачут на отпевании. И как-то там сами себе знают Бога. И у них с Ним какие-то нестандартные отношения. Не лезь, куда не понимаешь.
Пусть будет любой праздник, лишь бы не злой, лишь бы люди хотели стать лучше, лишь бы они хотели порадовать ближнего, хоть и салатами. А ты кого порадовал 31-го декабря?
Чтобы судиться с Дедом Морозом, ...это моё почтение...)))
Вышли мужики на мороз покурить и видят звёзды. Сидит бабка и засмотрелась на ёлку, на свою игрушку из детства…
священник Константин Камышанов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев