ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" Е. Е. Ермакова, Н. А. Повод
Аннотация:
Характеризуются традиции народной гигиены и медицины коми юга Тюменской области по дан ным полевых исследований 2003–2006 гг. на территории Ялуторовского и Ярковского районов. Анали зируется система традиционных рациональных и магических действий, направленных на профилакти ку заболеваний и улучшение здоровья человека, его работоспособности и продолжительности жизни,
обеспечение оптимальных условий существования. Выявлены основные способы лечения в народной медицине коми — вербальная, фито-, апитерапия, водные процедуры.
"...Врачевательная практика в Ивановке со смертью одной знахарки не прерывалась, в селе обязательно был кто-то, кто сохранял знания и продолжал лечить. Ганова Акулина Константи новна (бабушка информантки Гановой З. Т.) умерла в 1945 г. Цыпанова Мария Ильинична (бабушка информантки Плехановой Л. Я.) умерла в 1968 г. (когда внучке было 10 лет, внучка 1958 г. р.). Жи лина Степанида Николаевна (тетка информантки Мишариной Р. Д.) умерла примерно лет двадцать
назад (середина 1980-х гг.).Все перечисленные нами знахарки были местные уроженки, в основном коми-зырянки, умирали они также на своей родине. Так формировались постоянный состав жителей и опреде ленная преемственность в передаче знаний, родовая память. Однако потомки не обладают теми знаниями, которыми владели их предки. В результате нашего исследования вырисовыва ется картина передачи знаний о наиболее распространенных болезнях и способах их лечения.
В роду коми Плехановой Л. Я. лечила бабушка Цыпанова Мария Ильинична и мать Цыпанова Агафья Семеновна. Любовь Яковлевна вспоминает, что бабушка (бабушка умерла, когда информантке было десять лет) «дома почти что не бывала, ее вот как врача везде возили, по всем деревням». Она лечила и коми, и татар, и русских (с. Ивановка находится в местах ком пактного проживания коми, татар и русских). Бабушка была очень верующая, соблюдала все посты. Лечила она как «нАговорами», «молитвами» (текстообозначения информантки), так и
травами. Бабушка «садила траву душнИчку», герани, от поноса применяла пижму, сушила ла базник, мяту, тысячелистник, зверобой, делала березовые веники: «В теплой бане распарива ла, растирала и выправляла даже, как говорится, кости там» (была костоправом). Бабушка Любови Яковлевны также была повитухой, принимала роды. Лечила она грыжу, заговаривала от уроков и испуга, от кори. Бабушка передала дочери, матери Любови Яковлевны, «совсем немного» — «мама знала от грыжи, от уроков, от испуга». ..."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев