Почему Надежда Румянцева оставила карьеру на пике популярности.
В иностранной прессе Надежду Румянцеву называли «Чарли Чаплин в юбке» - любой фильм с маленькой хрупкой комедийной актрисой поднимал настроение. А на Родине о ней говорили: «В этой женщине 151 сантиметр роста, но обаяния хватило бы на двоих». И действительно, обаятельная, любящая жизнь, озорная - такой Румянцева была по жизни.
В свои неполные 30 лет она сыграла Тосю Кислицыну так, что многие думали: «Да она, небось, и в жизни деревенская простушка». Правда была только в слове «деревенская». Румянцева действительно родилась в простой крестьянской семье. Родители Надежды, Василий Иванович и Анастасия Алексеевна, были зажиточными крестьянами-середняками, но во время коллективизации решили переехать поближе к столице в поисках работы. Вскоре после рождения дочери Румянцевы, у которых к тому моменту был сын Владимир, переехали из Потапова в подмосковный поселок Жаворонки.
Надежда с ранних лет была отчаянно-бесстрашной и всегда предпочитала компанию босоногих мальчишек игре в дочки-матери. Родители, глядя на нее, в один голос констатировали: «Сорванец».
«Я росла в очень простой и хлебосольной семье, - вспоминала позже Румянцева. - Дом всегда был полон гостей. На столе стояли простая картошка, капуста и огурцы, но делалось это с таким радушием! Мать-домохозяйка обожала танцы и кино, именно она привила мне любовь к искусству. Мой папа работал бригадиром на поездах дальнего следования, у него были очень длинные маршруты - до Владивостока и Пекина. Мы его месяцами не видели... Папа - смоленский крестьянин, настоящий русак, который любил людей и не выносил одиночества. В доме у нас всегда были кошки, собаки и куры. И во мне это было заложено - любовь к природе и животным».
Впоследствии отец Румянцевой, выйдя на пенсию, стал егерем. Унаследованное от отца чувство юмора и материнская любовь стали источниками позитива, с которым Надежда Румянцева не расставалась всю свою жизнь...
«Секрет ее неиссякаемой жизненной энергии, по-моему, идет от родителей, от того, что детство она провела на природе, - говорила подруга Румянцевой, актриса Людмила Гнилова. - Был в Наде настоящий земной стержень, чувство убежденности и правдивости. Она во всё вкладывала душу».
⠀
До школы она считала, что все вокруг требует её личного участия. Ранней весной она ходила на реку ломать лед, чтобы помочь приходу весны. В школе занималась в хоре, гимнастикой и художественной самодеятельностью. Из-за того, что Надежда всегда была готова совершить что-либо дерзкое, у нее появилось прозвище «артистка».
Румянцева позже признавалась, что осознанно зарабатывала себе репутацию «хулиганки». «Озоровала, чтобы зауважали сверстники», - рассказывала она. А как иначе можно было заявить о себе девочке крайне низкого роста и невнушительного телосложения? Но училась Надежда на «отлично», и когда в районной газете напечатали ее сочинение «Как я провела лето», стала гордостью школы и удостоилась ценного подарка - кроличьей шубы, которую в ближайшую зиму 1941-42 годов пришлось обменять на хлеб и сало.
Войну Румянцевы пережили в подмосковных Жаворонках. Отец ушел воевать, а мать с двумя детьми осталась почти на линии фронта. В тот год 11-летняя Надя организовала из одноклассников агитбригаду, которая стала выступать в окрестных госпиталях перед ранеными.
«Я по натуре не тот человек, который впадает в уныние. Такой характер сложился в детстве, когда достатка в семье не было и постоянно приходилось искать способы, чтобы просто-напросто выжить. Особенно во время войны, когда отец сначала был на фронте, а потом вернулся с тяжелым ранением. Как ни странно, я всегда была старшей в доме: брат и родители часто обращались ко мне за советом. У меня достаточно аналитический ум, я очень энергична, и, если принимаю решение, нужно очень постараться, чтобы помешать мне его осуществить», - рассказывала Румянцева.
⠀
Лет в 14 Надя, наконец, оставила свои проделки: в душе ее зрело твердое и непоколебимое решение. Вместе с заявлением о приеме в комсомол она подала в райком просьбу направить ее на фронт. В своем прошении Надя серьезно обосновала, почему ее место именно там... Она имела на это полное право: отец вернулся с войны инвалидом, брат еще воевал, а сама она ...прекрасно изучила противогаз. В конце Надя приписала, что ее маленький рост тоже может пригодиться в особо сложных операциях на передовой. Кроме того, она согласна действовать в тылу врага.
⠀
Через несколько дней Надю вызвали в райком. С ней беседовали очень долго и очень серьезно; никто и не думал отговаривать девочку от принятого решения. Надя вышла оттуда взволнованная. Но дни проходили, а повестки всё не было. Однажды в школу приехал секретарь райкома. Он о чем-то долго совещался в кабинете директора, а затем туда вызвали и Румянцеву.
«Вот оно, начинается...» - с волнением подумала она, переступая порог кабинета. Навстречу шагнул секретарь, он протянул ей, как взрослой, руку и поздравил с вступлением в комсомол. И еще добавил: «Райком рекомендует вас, Румянцева, в комсорги школы... Вы здесь нужны, не на фронте...»
С этого дня Надя стала активной общественницей. Но одно плохо - она не умела распределять поручения, ей всё хотелось сделать самой. И она делала. Собственно, с этого времени и началась ее карьера актрисы. В те трудные годы школьники ездили по госпиталям с концертами, показывали сцены из спектаклей, читали стихи. Надя пела, плясала, декламировала, выступала с гимнастическими этюдами и завершала все акробатические пирамиды. Словом, не было жанра, про который она могла бы сказать: не умею! Будущая актриса окончила школу с золотой медалью, а после пришла по объявлению в школу-студию при Центральном детском театре в Москве. «В 17 лет я выглядела на 14, - вспоминала позже Румянцева. - Я знала о приеме в школу-студию МХАТа, но там работали мастера - Тарасова, Грибов, Массальский... А в Вахтанговском все стройные, длинные девушки играют принцессу Турандот. И вдруг Детский театр: мышка-норушка, терем-теремок. Это моё!».
⠀
В приемной комиссии театральной студии при Центральном детском театре сидели известные актеры: Ольга Пыжова, Валентина Сперантова и Иван Воронов, прославившийся ролью Фамусова в постановке «Горе от ума». Встретившись с ним глазами, Румянцева, приготовившая «монолог Фамусова», решила, что её ждет провал...
И от страха начала играть, как говорят актеры, «на разрыв аорты». Она кричала, расхаживая по аудитории, запахивая воображаемый халат, а в конце сорвала с себя панаму и затоптала ее ногами. Это произвело такое впечатление на приемную комиссию, что Надежду приняли первым номером и запомнили надолго. Уже, когда став известной актрисой, Надежда Васильевна заходила в театр, коллеги улыбались: «О, Фамусов пришел!».
В ЦДТ Румянцеву запомнили не только как яркую абитуриентку. Ей, первокурснице, предложили главную роль в репертуарном спектакле. В своих мемуарах Ольга Пыжова, бывшая в то время художественным руководителем ЦДТ, писала: «Мы с Борисом Бибиковым ставили пьесу Сергея Михалкова «Я хочу домой». В фойе, через которое мы проходили на репетицию, учащиеся студии занимались сценическим движением. Одна из девочек выполняла танцевальные «па» с необыкновенной серьезностью и вниманием. В коротеньком платьице, она была похожа на тоненькую стрекозу... Этот день для Нади во многом стал решающим. Борис Владимирович настоял, чтобы роль Иры Соколовой, на которую мы никак не могли найти исполнительницу, поручили самой юной студентке студии - Румянцевой».
⠀
Спектакль «Я хочу домой» в 1949 году удостоился Сталинской премии. Газеты и журналы хвалили постановку, а писатель Лев Кассиль отметил начинающую актрису в «Литературной газете»: «...роль этой девочки трогательно, с поражающей естественностью играет молодая актриса Н.Румянцева».
Неожиданно для студентов в том же году студия Детского театра была закрыта. Но Надежде повезло. Во-первых, она была оставлена во вспомогательном составе труппы. А, во-вторых, Ольга Пыжова предложила ей место вольнослушательницы на актерском факультете ГИТИСа, где недавно начала преподавать. Спустя год Надежда Румянцева стала полноценной студенткой. А ее театральный репертуар пополнился двумя ролями: Иринки в спектакле «Её друзья» и храброй Маши в спектакле «Репка». В одном из интервью Румянцева вспоминала, как любила работать на сцене: «Купалась в своей профессии».
С тем же восторгом она взялась и за роли в кино: «Это не только съемки в Москве, но и экспедиции… можно поехать на море или на Северный полюс, или в пустыню...»
Хотя партнеры по ранним фильмам - мальчишки младшего школьного возраста - норовили дергать ее, 20-летнюю, за косы, актриса была довольна этими картинами. Однако настоящий дебют Румянцевой в кино состоялся в 1952 году в фильме «Навстречу жизни». Режиссер Николай Лебедев принес Румянцевой сценарий прямо за кулисы театра. Пыжова попросила директора театра отпустить Румянцеву в киноэкспедицию, но руководство института придерживалось правила: студентов, снимавшихся в кино, сразу исключали.
На свой страх и риск Пыжова посоветовала Надежде не отказываться от съемок. «Я отпустила Надю. И не только отпустила, но и помогла преодолеть сопротивление администрации. Это произошло потому, что я уже достаточно хорошо знала свою ученицу и верила в нее», - объясняла позже Ольга Ивановна.
⠀
Чтобы лучше передать характер своей героини, Румянцева пошла в ремесленное училище, где целый месяц изучала токарное дело. Но этого было, как оказалось, недостаточно.
На съемках фильма Румянцева должна была прокатиться на моторной лодке. Режиссер спросил, умеет ли она управляться с лодкой, и Надежда сказала, что, конечно, умеет.
Эпизод на лодке снимался в октябре на Балтике. Во время съёмок лодка перевернулась, и незадачливая актриса оказалась в ледяной воде. Ее удалось вытащить, тем не менее, съемки пришлось задержать на несколько дней, пока она лежала в больнице. Плюс ко всему в институте дебют в кино для Румянцевой обернулся скандалом. «Исключением из правил» она не стала - из ГИТИСа ее отчислили. И хотя картина «Навстречу жизни» в прокате большого успеха не имела, она стала поворотной для Румянцевой.
⠀
В 1952 году начинающая актриса кино уволилась из театра. «Румянцева рассказывала мне, что ушла из детского театра, потому что поняла выгоду кино, - говорит художник и историк моды Александр Васильев. - Выгода заключалась в том, что в кино есть крупный план, которого театр не дает. Она считала, что мимика ее лица позволила ей в кино раскрыться как актрисе полнее, чем на театральной сцене. Поспорить с этим нельзя».
А вскоре Румянцева продолжила учебу: Ольга Пыжова и Борис Бибиков перешли преподавать во ВГИК, и Надежда последовала за ними - ее приняли сразу на третий курс.
⠀
Тем временем весь ВГИК обсуждал ее роман с Юрием Беловым. Они считались лучшей парой на курсе и дело даже шло к свадьбе. Но с Беловым Надежда рассталась и в итоге вышла замуж за другого однокурсника, Владимира Шурупова. «Мы поженились, когда оканчивали институт, - рассказывала Надежда Васильевна. - И вдруг ему предложили поехать под Свердловск, в закрытый город. Я только начала сниматься, и мы приняли решение, что я остаюсь».
В итоге брак распался. Зато потом Румянцева встретила свою настоящую любовь — дипломата Вилли Хштояна.
У Надежды вообще никогда не было недостатка в поклонниках. В Румянцеву было трудно не влюбиться. Она не обладала классической красотой, но ее очарование и лучезарная улыбка давали фору любой признанной красавице.
Огромной частью обаяния Румянцевой было ее удивительное чувство юмора. Она умела рассказывать анекдоты так, что с ней не могли сравниться даже знаменитые комики. «Она иногда переставляла буквы. Она говорила, допустим, не «попробуйте вкусное», а «керемендую». Вот мелочь какая-то, но она так была свежа, так ярка, так обаятельна, что как-то улучшалось настроение», – вспоминала актриса Людмила Гнилова.
⠀
После окончания ВГИКа в 1955 году работа в кино полностью поглотила Румянцеву: она снялась сразу в трех фильмах: «Мексиканец», «Сын» и «Морской охотник». Удивительно, но в последнем 24-летняя актриса исполнила роль 10-летней девочки Кати! И уже не могла остановиться: в год выходило по несколько фильмов с участием Надежды Румянцевой. А к 1959 году она стала настолько профессиональной актрисой, что роль Нади Берестовой в «Неподдающихся» была написана специально под нее. Партнером Румянцевой на съемочной площадке стал Юрий Белов. Энергия нереализованной когда-то влюбленности придала этой комедии лирический оттенок.
Однако мировую славу актрисе принес фильм «Девчата» - маленькая курносая Тося Кислицына стала своеобразным советским идеалом того времени. «Чудо с косичками» - так отныне называли Румянцеву советские кинокритики...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2