Выделяют четыре основные группы речевых расстройств:
1.Нарушение звукопроизношенияК нарушениям звукопроизношения относят
дислалию и дизартрию - нечленораздельную речь.
Дислалия выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.
Дизартрию, или расстройство членораздельной речи, возникающее при травмах мозга, воспалительных процессах или нарушениях мозгового кровообращения. Все движения, в том числе и артикуляторные, при этом очень замедленны, неловки. Жевание и глотание затруднено, поэтому часто наблюдается слюнотечение.
Объем движений языка и губ ограничен: ребенок не может вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть щеки. Голос тихий, глуховатый, иногда пропадает совсем. Темп речи медленный, с неравномерными паузами.
2.Нарушение ритма и темпа речиЗамедление речи имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное произношение звуков в слове, паузы между ними - ребенок произносит слова почти по слогам ("ви...зу...со... ба...а ку..."); может быть удлинение пауз между словами ("дай...мне...руку..."). Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у слушающих, но сами дети обычно своего дефекта не замечают.
Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения. Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д.
Заикание - расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах - так называемое заикание развития и реактивное заикание.
3.Нарушения слуха и связанные с ним расстройстваВ зависимости от того, каковы остатки слуха у ребенка, и ведется с ним дальнейшая работа.
4. Недоразвитие и утрата уже имеющейся речиНедоразвитие речевой деятельности
(алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения.
Утрата речи
(афазия) происходит при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей или взрослых людей, речь которых уже была сформирована.
Со всеми выше перечисленными расстройствами можно справиться полностью, либо добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, если во время обратиться к специалистам.
Вера в успех своего ребенка - положительные результаты!
#развитиеребенка
Нет комментариев