Сегодня многие наши деятели культуры бегут за границу и … перестают творить. Почему? Возможно потому, что нам, русским людям, именно родная земля дает силу?
Или творчество для кого-то – это просто способ зарабатывания денег? Бизнес? «Ничего личного» ©? Но как творчество художника может не быть личным?
И вот в такие моменты начинаешь многое понимать о людях. Тех, кто живет сейчас, и тех, кто жили до нас.
Мне всегда страшно читать по судьбы наших художников, писателей, музыкантов, попавших в жернова революции 1917 года.
Мы вот с вами, можно сказать, отделались легким испугом со своими 90-ми.
А там… Предательство в квадрате. Хаос, массовая смерть, гонения. И ведь далеко не все уезжали, многие оставались, сидели в лагерях, возвращались и продолжали творить.
Именно такой путь выбрала для себя Надежда Ламанова.
Гениальный русский модельер, Поставщик Ея Императорского Величества, «Шаляпин от моды», как называл ее Станиславский, владелица мастерской, ставшей настоящим клубом для самых великолепных женщин того времени.
Она создавала образы для таких дам, как Её Высочество Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна и Великая Княгиня Мария Павловна, Мария Ермолова и Ольга Книппер-Чехова, Вера Холодная, Евфимия Носова и многих других.
А потом, после революции, она лишилась всего: своего ателье, особняка и даже квартиры, которую «уплотнили», оставив Ламановой лишь одну комнату.
В 1919 году ее арестовали и два месяца держали в Бутырке. Но все-таки выпустили после заступничества жены Максима Горького, постоянной клиентки Ламановой.
Повод уехать? Нет. Она остается. Работает много.
Создает модели простой одежды, и уже в 1923 году на I Всероссийской художественно-промышленной выставке ей присуждают диплом Государственной Академии Художественных Наук.
Ламанова создает коллекции и для международных выставок в Париже (1925), Лейпциге (1930) и Нью-Йорке (1928/1929). В 1925 году на Всемирной выставке в Париже ее костюмы из русских полотенец производят настоящий фурор. И именно она, а не Коко Шанель, получает Гран При.
Много сотрудничает Надежда Ламанова и с театрами. Если заглянете в «Википедию», то увидите, что она там представлена именно как художник театрального костюма. Хотя сценическая составляющая ее творчества – только небольшая часть.
И именно Ламановой принадлежит знаменитая формула при создании одежды: «для чего создается костюм, для кого, из чего». Своеобразный девиз для творчества художников.
Она вообще была модельером, который мог украсить любую фигуру с помощью одежды, при этом делая ее ношение удобным и комфортным. Легенда отечественной моды, гений и патриот.
И пусть сегодня наш пост получился не совсем про внешнюю красоту, которую, как мы привыкли, несёт мода.
Наши размышления – про красоту и силу внутреннюю. Ведь мода – она именно про это. Про создание образа, который отражает нашу личность.
А вот есть в нем сила или нет – это уже наш выбор. У Надежды Ламановой эта сила, несомненно, была.
Подписывайтесь на наш канал «История России»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1