Синдром Аспергера – один из видов расстройств аутистического спектра (РАС).
Это расстройство развития, при котором страдают способности человека воспринимать мир, обрабатывать информацию и качественно взаимодействовать с другими людьми.
Дети и взрослые с этой особенностью, в отличие от пациентов с другими видами РАС, не всегда избегают общения, порой даже стремятся к нему, однако испытывают при общении ряд сложностей.
Интеллект у таких людей обычно средний или выше среднего, речь – практически или абсолютно нормальная.
Характерные черты синдрома Аспергера:
1. Сложности в общении. Людям с такой проблемой трудно распознавать интонацию, они не всегда понимают, что означают жесты, выражение лица, не могут выбирать тему для разговора. Многое воспринимают буквально – не понимают шутки, метафоры.
2. Трудности с межличностным взаимодействием. Людям с синдромом Аспергера сложно начинать дружбу и поддерживать ее. Они могут вести себя, будто бы, некорректно, говорить на неуместные темы, не всегда понимают общепринятые социальные нормы – например, при общении становятся слишком близко к собеседнику. Кажутся замкнутыми, безразличными, отчужденными.
3. Сложности с социальным воображением. Часто не понимают и не принимают точку зрения других людей, им трудно интерпретировать чужие мысли, чувства, мимику, жесты.
Также люди с синдромом Аспергера:
• любят устанавливать правила, распорядки (ходить одной дорогой в школу, на работу, строго соблюдать режим дня), нарушение которых приводит к тревоге;
• увлекаются одним делом, часто имеют хобби, в течение всей жизни собирают коллекции, порой с головой погружаясь в интересующую тему;
• склонны выполнять стереотипные движения (перебирать пальцами, раскачиваться…);
• имеют усиленные или слабо развитые органы чувств (например, у многих пациентов определяется повышенная чувствительность к насыщенным запахам, яркому свету, громким звукам, которые вызывают у них тревогу и ощущение боли).
Увы, выздороветь от синдрома Аспергера невозможно: ребенок с этим нарушением вырастет в взрослого, страдающего им же. Лечение направлено на:
• улучшение навыков общения;
• коррекцию повторяющихся (стереотипных) действий и неуклюжести движений;
• терапию сопутствующих тревожных, депрессивных расстройств, навязчивостей, агрессии.
Ранняя диагностика и качественная коррекция помогут и ребенку, и взрослому научиться устанавливать социальные связи, реализовывать свои умения и возможности, вести полноценную продуктивную жизнь.
Нет комментариев