Отрицать жестокости, происходившие в годы его правления, невозможно, да и нет смысла. Но важно вписывать их в исторический контекст, держа в уме современные Грозному политические события в той же Европе. Которая в этот момент отнюдь не была просвещенной и демократической. Скорее, наоборот, человеческая жизнь там ценилась весьма мало.
Впрочем, взгляд на синхронные царю Ивану злодеяния европейских монархов - это тема для отдельной статьи. Мы обязательно ее напишем, но чуть позже.
А сейчас давайте поговорим о той стороне правления Грозного, которая в поле зрения отечественных и иностранных публицистов обычно не попадает. Потому что скучная какая-то, да и не укладывается в мейнстрим.
В общем, почему бы не упомянуть хоть раз о том, что хорошего сделал для России царь Иван Васильевич прозваньем Грозный. В конце концов, он правил ровно полвека, и это были очень важные полвека в истории нашей страны.
Расширение территории России учитывать не будем. Про взятие Казани, Астрахани и других городов все наслышаны. Да и далеко не каждый соглашается ставить в одно предложение слова "расширение" и "хорошее". Отставим этот момент в сторонку.
Про ликвидацию боярской вольницы, вечно чреватой угрозой гражданской войны и саботажем административных решений, тоже особо распространяться не будем. Тут оценки у все разные. Кому-то всевластие боярства, наоборот, видится благом. Спорить можно долго.
Итак, перечисляем то, что однозначно воспринимается как достижения:
1. Реформирована система управления на местах. Причем введены многие весьма демократические элементы. Записываем в актив Губную и Земскую реформы. Особенный эффект имела Земская реформа, предусматривавшая выборные местные власти в лице нескольких категорий старост.
2. Принят новый судебник в 1550 году. Значение он имел колоссальное, спросите у юристов. Это фактически первый официальный свод законов России в современном понимании - с нормативными статьями и т.д.
3. Проведена денежная реформа, установлен единый размер податей.
4. Создан "Лицевой летописный свод" в 10 томах.
5. Открыта первая типография в Москве.
6. Введена единая система мер и весов.
7. Заложены полторы сотни (!) новых городов.
8. Созданы пограничные войска ("Приговор о станичной и сторожевой службе" 1571 года).
9. Введена система воинских званий: стрелец, десятник, пятидесятник, сотник, полуголова (подполковник), воевода, стрелецкий голова.
10. Создана государственная почта с зарплатами для ямщиков.
11. Создана государственная пожарная служба.
12. Введено бесплатное начальное образование в церковных школах.
И это только беглый перечень. Неполный, без расписывания подробностей. Но уже по нему видно, насколько насыщенна и грандиозна была эпоха Ивана Грозного для России. Так что обидно, когда все сводят только к опричникам, переписке с Курбским и походу на Новгород.
Подпишитесь на группу, это поможет ее развитию! А мы уже готовим для вас новые интересные заметки!
Комментарии 41
Спасибо.
Они совсем не понимают того, что пытаются проповедовать.
Вот например, почему главный кафедральный храм РПЦ именуется храмом Христа Спасителя? Дело в том, что в Москве давно существовал храм ХРИСТА РАДИ. И это храм Василия Блаженного.
В "Исторических записках" 18 века есть правильное название этого храма "Блаженного Василия Христа ради Юродиваго".
Если вы заглянете в библию, то узнаете, что в Ветхом Завете, который мы староверы не признаем, есть толкования, кого называли христами. Это были помазанники или христарадники. А помазанники это цари. То есть Василий Блаженный это помазанник Христа ради Юродивого. То есть это царь Иван Грозный, который стал христарадником Юродиваго, сиречь Правдивого, сиречь Бога. Василий Христос и есть Василий Блаженный или в миру царь Иван Васильевич Четвертый Грозный.
Поэтому попы, читая тексты совершенно не понимают, что речь ид...ЕщёГрозный - Рюрикович!..."Читаю поповские басни и диву даюсь некомпетентности этих горе-специалистов.
Они совсем не понимают того, что пытаются проповедовать.
Вот например, почему главный кафедральный храм РПЦ именуется храмом Христа Спасителя? Дело в том, что в Москве давно существовал храм ХРИСТА РАДИ. И это храм Василия Блаженного.
В "Исторических записках" 18 века есть правильное название этого храма "Блаженного Василия Христа ради Юродиваго".
Если вы заглянете в библию, то узнаете, что в Ветхом Завете, который мы староверы не признаем, есть толкования, кого называли христами. Это были помазанники или христарадники. А помазанники это цари. То есть Василий Блаженный это помазанник Христа ради Юродивого. То есть это царь Иван Грозный, который стал христарадником Юродиваго, сиречь Правдивого, сиречь Бога. Василий Христос и есть Василий Блаженный или в миру царь Иван Васильевич Четвертый Грозный.
Поэтому попы, читая тексты совершенно не понимают, что речь идет о высшей духовной форме служения царей - христарадничестве. И быть христорадником мог только царь имевший главный церковный сан - ПРЕСВИТЕР. Это был единственный священник и поп в русской церкви. Епископы/митрополиты и диаконы были - это отцы церкви, а вот священников не было, кроме самого царя. Который и был первосвященником и хранителем Русской Веры с времен праотца Якова и 12 Святорусских (Израиль) колен. Завет русских царей с Богом, был заключен и они стали хранителями Завета, а русский народ стал богоизбранным народом, который должен помочь царю исполнить Завет." Русский проект БЫЛИНА.