Так уж с древности повелось на Руси, что коровушка не просто домашнее животное, она почти полноправный член семьи.
Корова отелилась – в доме великая радость. За коровой-мамой ухаживают (особенно первые дни) равно как за женщиной. Телёночка даже в дом берут в специально огороженный угол у печки, чтобы уютно ему было и тепло, чтобы от ласкового слова человека он быстрее на ножки встал, окреп.
Коровушка заболела – в семье горе. Всё делают, чтобы быстрее её вылечить, от нечистой силы оградить. Тут и обереги разные в ход идут, и снадобье от сведущего знахаря, и омывание, и молитвы.
С коровой в народе были связаны очень многие значимые обряды, традиции.
Когда покупали корову, то выбирали тщательно. Смотрели и на зубы, и на шерсть. И даже на взгляд коровы обращали внимание – чтобы добрый, ласковый. Считалось, что «своя» корова обязательно в глаза хозяину долго смотреть будет, потому как чувствует. А «не своя» отвернётся равнодушно. Хозяин, покупающий корову, всегда приговаривал: «Хорошую корову, как хорошую жену, поискать надо!»
Новую корову вели в дом, но сначала снимали у неё с шеи старую верёвку и завязывали шее поясок от новой хозяйки. Так не только хотели сделать коровушку послушной, но и чтобы знала, где теперь будет дом её, чьи руки за ней будут ухаживать, молочко из вымени забирать, чувствовала, что она в семье.
Чтобы купленная корова не ушла с нового двора на старый, брали подсохшую первую лепёшку от неё, бросали во двор через левое плечо и говорили: «Вот твой дом и вот хлев. Во имя Отца и Сына и Святого Духа». И обязательно перекрещивались.
Когда корова первый раз с нового двора (или молодая тёлочка впервые) шла на пастбище, то обязательно под ворота выстилали или тот же пояс, или старый сарафан хозяюшки. Это, как верили, помогало скотинушке не заблудиться, прийти домой. А пастушку в этот день наказывали постёгивать коровку освящённой веточкой вербы (её ещё весной на вербное воскресенье припасали).
Кстати, для первого весеннего выгона на пастбище и коровы, и другого скота хозяин проводил такой обережный обряд: втыкал повыше в деревянные ворота топор острый, сделав перед этим три крестовых зарубки. Так он «отсекал» всю нечистую силу, всё зло. А хозяйка могла к этому же дню могла испечь специальный пирог с добавлением шерсти животных и кормила их кусочками перед выходом, чтобы дорогу домой находили, от стада не отбивались.
У пастуха тоже свои обряды были. Например, он делал специальную коровью трещотку (сухой горох или другие бобы в какой деревянной полости). Считалось, что коровы этим звуком «зачаровываются»: если утром пастух с такой трещоткой стадо вкруг обойдёт, то дальше той линии коровы не двигаются, а для диких животных они становятся невидимыми.
Поздней осенью, когда заканчивалось время выпаса, хозяин снова делал крестовые зарубки топором, а животным, особенно коровам и лошадям скармливали часть первого – ритуального снопа, собранного в этом году на хлебном поле (вторую часть ставили на всю зиму в красный угол).
Корова готовилась к отёлу, а вместе с ней и весь дом. Например, проводили такой обряд: у каждого ребёнка в доме отрезали по маленькой прядочке волос, поджигали и окуривали ею двор вперемежку с обрызгиванием святой водой. Самой лучшей едой для коровы перед отёлом считали слегка подсоленный хлеб – это помогало родам пройти быстрее.
После родов коровушку мыла своими руками именно хозяйка дома, добавив в тёплую воду настой богородской травы. Обязательными при этом считались разные моления, песни за здравие, окрещивание, ласковые слова.
Чтобы корова спокойно себя вела во время доения, окутывали её задние ноги сырой тряпкой (иногда и рога тоже) и говорили:
Коль тряпка крепко лежит на тебе,
Так ты крепко стой на земле.
Или так:
Бабка стояла, матка стояла,
И тебе велят стоять.
Первое настоящее (после молозива) молоко коровы (особенно первый же раз отелившейся) считали очень ценным. Его, в первую очередь, давали больным, если они были в доме: «Коль есть молочко у коровы, так вся семья здорова!» Наливали хотя бы немного больным родственникам, соседям. Считалось, что жалеть его нельзя – иначе не быть хорошим удоям. Для семьи этот день считался праздничным. Рога коровушки украшали лентами, цветами, а каждый из домочадцев подходил к ней, кланялся и желал всего хорошего.
В народе всегда считали, что корова, благодаря её извечной, идущей от неба, мудрости, предчувствует как плохое, так и хорошее. Корова ночью мычать вдруг начинает – быть беде какой-то (особенно проверяли все углы дома, все хозяйственные постройки насчёт пожара). Во сне приснилась довольная, упитанная корова – быть дому благополучным; а если ещё и с телёночком рядом – то точно ждёт скорое богатство. Корова настойчиво мычит не в полный голос, как будто не получается – надо ждать скорого, не очень приятного известия. Корова отказывается в стадо идти, жмётся к дому утром – значит нужно ждать какого-то ненастья, а то и вообще потопа. Много, очень много примет было связано с коровой.
А сколько сказок русских народных так или иначе связано с коровой! И в них так или иначе корова наделена волшебными свойствами.
Нет комментариев