В театральной среде этот термин ввел Константин Станиславский, говоря так: “Сверхзадача и сквозное действие — главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания”.
Ну, а теперь давай попробуем разобрать это “простыми” словами.
По сути та идея, которую хочет выразить автор в романе или пьесе, или рассказе, и даже стихотворении - это сверхзадача. Та идея, которую вкладывает режиссер в постановку, - сверхзадача. Актер, действующий во имя какой-то цели героя на сцене, подчиняется сверхзадаче. Именно главное стремление героя, высшая цель, которой необходимо достичь, помогает моделировать поступки, дает им высший смысл, облекает в идею.
Определение сверхзадачи - часто довольно непростой процесс, так как любая идея основывается и на личном эмоциональном восприятии, и на личном опыте, и на то, что хотелось бы донести, и даже на том, что глубоко скрыто от нас самих.
«... метаморфоза произойдет и с трагедией Гамлета от перемены названия его сверхзадачи. Если назвать ее «хочу чтить память отца», то потянет на семейную драму. При названии «хочу познать тайны бытия» получится мистическая трагедия, при которой человек, заглянувший за порог жизни, уже не может существовать без разрешения вопроса о смысле бытия. Некоторые хотят видеть в Гамлете второго Мессию, который должен с мечом в руках очистить землю от скверны. Сверхзадача «хочу спасать человечество» еще больше расширит и углубит трагедию», - писал Станиславский.
При работе над постановкой для начала определяют сверхзадачу всей пьесы. Именно ей будут подчинены все остальные сверхзадачи - ролей\персонажей, отдельных сцен. Режиссерский замысел - цель режиссера донести какую-то мысль (по сути тоже сверхзадача, только жизненная), его толкование произведения (кстати, бывает и не такое, как у автора) - определяет сверхзадачу для всех остальных.
Для актера очень важно понимание сверхзадачи всей постановки, но также понимание своей собственной сверхзадачи. Именно благодаря этому пониманию он сможет для себя определить ту идею, мотивацию, поступки, эмоции, которые несет его герой.
“Я играл Аргана в «Мнимом больном» Мольера. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: «Хочу быть больным». Чем сильнее я пыжился им быть, чем лучше мне это удавалось, тем более веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию. Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: «Хочу, чтобы меня считали больным». При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала…”, - вспоминал Станиславский.
Константин Сергеевич писал, что не терять из виду сверхзадачи - первая забота артиста. Иначе роль может стать настоящей катастрофой, да и не только роль, но и сам спектакль:
“В этом случае внимание исполнителя мгновенно направляется в неверную сторону, душа роли пустеет, и прекращается ее жизнь”.
Другие значения “умных слов” можно подсмотреть в нашем словарике театральных терминов, который мы постепенно пополняем новыми знаниями.
https://aut-aut.ru/akterskoe-masterstvo/kratkii-slovar-teatralnyh-terminov.html
#актерскоемастерство