Даже достать кусок мыла на фронте было большой удачей. Участница Великой Отечественной войны Нина Демешева рассказывала: «Недавно выступаю в школе, и девочка задаёт мне вопрос: „Скажите, а какой вы косметикой на передовой пользовались?“ Да какая косметика тогда? Кожу бы потереть чем-нибудь, чтобы глаза от грязи и пота не слипались. Помню, в деревушку пришла в одну — так бабушка там чуть не расплакалась, меня увидев, и ночью мне всё бельё перестирала. А некоторые нас к себе в хату и не пускали даже - из-за вшей и вони».
Мыло, которое удавалось найти, не всегда годилось для мытья. Ветеран войны Надежда Гейжа рассказывала:
«Однажды на рынок зашла, смотрю, кусок мыла продают. Купила — думаю, помоюсь. А когда намазалась, поняла, что это — застывший кусок солидола. Пришлось просить у людей тряпки, чтобы хоть как-то счистить с себя это вонючее жирное вещество».
Никаких послаблений в критические дни женщины от командиров и однополчан не получали. Средств гигиены — ваты и бинтов, которые применяли женщины как до, так и после войны, — не хватало. В ход шла вата из ватников, полотенца, любая ткань, что попадалась под руку. Бывшая пулемётчица Нина Афанасьева вспоминает: «Почему в роте 80 наволочек недоставало? Хоть и давали вату и что-то ещё, но не хватало. Вот наволочки и рвали».
«В качестве прокладок мы использовали листья, а зимой – снег», – рассказывала связистка Валентина Лихачева, которая принимала участие в освобождении Новороссийска, Тамани, Керчи, Севастополя и Минска, участвовала в боях на территории Восточной Пруссии и штурме Кёнигсберга.
Порой женщины на фронте специально старались выглядеть отталкивающе. «Я участник партизанского движения Крыма, - рассказывала бывшая партизанка Наталья Тимченко. - Мне было 18 лет, и я была связной, поэтому не могла привлекать к себе внимания.
Специально мы ходили оборванными, ободранными и неумытыми. Если кто-то из немцев обратит на тебя внимание, то поймают и изнасилуют или куда-то в лагерь отправят».
⠀
Но кому-то везло больше. Лучшие вещи и необходимые средства получали походно-полевые жёны офицеров или служащие высших эшелонов. Особое обмундирование было и у артистов военных ансамблей. «Где-то трофейную косметику брали, где-то сами что-то придумывали, - вспоминала участница такого ансамбля Нина Демешева. - Например, тушь для ресниц делали так: сажу с мылом смешивали. Если слёзы потекли, то мыло тоже сразу текло по лицу. <…> На ночь могли накрутить на бумажки мокрые волосы, а с утра тогда что-то похожее на кудри получалось».
⠀
Отдельно стоит сказать о женщинах из исправительно-трудовых лагерей. Евфросиния Керсновская в книге «Сколько стоит человек» описывает женщин-заключённых, которые использовали пудру, красили глаза и губы, имели хорошие духи. Косметика доставалась им благодаря связям с кем-то из руководства или «вольными». В книге есть история о девушке, ожидающей смертного приговора - она радуется, заполучив заветный тюбик помады. Правда, о желании быть красивой здесь речь не идёт: «Девчонка она была гордая. <…> Что же делать, чтобы никто [на суде] не принял её бледность, результат трёхмесячного пребывания под землёй на голодном пайке, за результат волнения или, ещё хуже, страха? <…> Ей в кусочке мыла передали осколок зеркала и губную помаду. Как она обрадовалась! Теперь никто не подумает, что она боится смерти».
⠀
С начала 1950‑х на страницах журнала «Работница» регулярно стали появляться советы по уходу за кожей и волосами. Несмотря на рост производства косметики, читательницам часто советовали совсем другие средства. Многие из них современному читателю покажутся необычными и даже опасными. Так, пигментные пятна предлагалось выводить пергидролем или аптечными мазями на основе белой ртути, сулемы (хлорид ртути) и серы. Сухую кожу вместо умывания советовали протирать абрикосовым маслом или свиным салом.
Жирную кожу рекомендовали дважды в день очищать водой с мылом, после чего протирать раствором из яичного белка, лимонного сока и водки. Если не помогало — умываться раствором нашатырного спирта. А для эффекта загара следовало ежедневно протирать лицо крепким настоем чая. Необычный совет для омоложения кожи даётся в книге Демезер и Дзюбы «Домоводство» (1959 год): «Рекомендуется бинтовать лицо (предварительно смазав кожу жирным кремом) двумя-тремя слоями широкого бинта так, чтобы приподнять отвисшие части и придать правильную форму овалу лица».
⠀
Растительность на лице выщипывали пинцетом или осветляли — впрочем, как и сейчас. Однако автор «Книги для женщин» (1964 год) Мирка Климова-Фюгнерова предлагает более радикальное решение: «В некоторых популярных брошюрках предостерегают от бритья, после которого будто бы волосы растут ещё больше. Тем не менее я знаю многих женщин, которые регулярно бреются (для этого очень подходит электрическая бритва) и считают это лучшим решением вопроса».
Совсем рядом автор расскажет, что советской женщине вообще не требуются особые средства ухода за кожей: «Только очень немногим женщинам… с чувствительной кожей требуется чистка лица разными кремами и „водичками“. <…> Капиталистические фирмы внушали женщинам эту чувствительность кожи, чтобы продать свои дорогие косметические средства. Наши женщины в большинстве случаев не так наивны».
⠀
Большинство источников утверждают, что шампуни в СССР появились только в начале 1960‑х. Однако советская пресса упоминает о них уже в первой половине 50‑х годов. В той же «Работнице» за апрель 1952 года читательниц предостерегают от частого применения шампуня, так как «эти средства сильно пересушивают волосы». Сухие волосы рекомендовали мыть не чаще раза в неделю, а жирные — раз в 10 дней. Вопреки расхожему мнению, хозяйственное мыло для этих целей почти не использовали. Читательницам предлагали и следующие методы:
«Если волосы жирные, их можно очищать от перхоти, сала и пыли протирая ватным тампоном, смоченном смесью спирта и эфира. При сухих волосах — раствором касторового масла в спирте. Волосы лучше мыть мыльной пеной, приготовленной из детского или туалетного мыла… При мытье щёлочным хозяйственным мылом наблюдаются случаи склеивания волос. Слипшиеся волосы приходится отрезать». Жирные волосы вместо мыла советовали мыть закваской из чёрного хлеба.
⠀
До появления фабричных красок арсенал средств, помогающих сменить цвет волос, оставался довольно скромным. Вместо осветления перекисью водорода блондинкам советовали использовать отвар ромашки, лимонный сок и ревень. Для эффекта «красивого серебристо-белого цвета» на седых волосах рекомендовали ополаскивать голову водой, подкрашенной синькой. Брюнетки применяли кофе, крепкий чай и настойку из зелёной скорлупы грецких орехов. Многие женщины пользовались такими домашними рецептами даже после появления фабричных красок для волос.
⠀
Ассортимент советской уходовой косметики расширился только к середине 1960‑х. Среди средств для ухода за кожей лица появились ароматные кремы «Клубничный» и «Земляничный», а также жидкий крем со странным названием «Бензойное молоко». Для проблемной кожи выпускали «Угрин» и «Антиугрин». Для защиты от солнца — «Луч» и «Щит», для бледной кожи — «Масло для загара». От веснушек рекомендовали крем «Весна», подчёркивая, что он не содержит ртути.
⠀
В женской прессе тех лет много писали об уходе за лицом, но почти никогда — о декоративной косметике. «Декоративную косметику можно наносить только на ухоженное лицо», — заключает косметолог в интервью «Работнице» в 1983 году. Как наносить тональный крем и румяна, что делать, чтобы ресницы не слипались от туши, а помада не растекалась — об этом читательницы узнавали методом проб и ошибок.
Из тональных средств женщины применяли рассыпчатые пудры «Красная Москва», «Маска», «Кармен» или более доступные — «Ландыш», «Лебяжий пух». Выбор оттенков не отличался разнообразием: белый, рашель (желтоватый), розовый, персиковый. Иногда для получения нужного цвета просто смешивали две пудры. Пуховку не всегда удавалось купить — вместо неё использовали обычную вату. В 1970‑е появились первые компактные пудры: «Елена», «Рисовая», а к концу десятилетия — французская Lancome с золотой розой на упаковке, за которой приходилось долго охотиться.
⠀
Появление в продаже тональных кремов стало настоящей революцией в советской косметологии. Но их качество и ассортимент, увы, разочаровали многих. Так, легендарный «Балет» имел всего один оттенок и плохо ложился, превращая лицо в маску. Более качественной считалась крем-пудра «Жеме», которую выпускала фабрика «Свобода» совместно с компанией L’Oréal. В её палитре было целых три оттенка — натуральный, бежевый и персиковый.
⠀
Румяна появились в конце 1960‑х — начале 70‑х. Они имели кремовую текстуру и яркие оттенки: насыщенный розовый, сливовый, кирпичный. Помада и румяна были взаимозаменяемы — то и другое могли наносить и на щёки, и на губы. А компактные румяна появились только к началу 1980‑х.
⠀
Из советских помад самой известной была «Елена» от фабрики «Рассвет». Её выпускали в разных оттенках красного — от морковного до вишнёвого. Вместо блеска для губ поверх неё иногда наносили вазелин. Несмотря на то, что «Елена» была нестойкой, полностью стереть её с губ не получалось. Виной тому был кармин — красящее вещество, выделяемое насекомыми. В целом безвредный, кармин въедался в кожу губ и плохо смывался.
⠀
Оставались популярны и помады фабрики «Северное сияние», «Новая заря», «Невская косметика». В 1980‑х некоторые женщины пользовались «проявляющейся» помадой со стиком зелёного цвета. Нанесённая на губы помада через несколько минут становилась ярко-розовой. Более удачливые женщины хранили в своих косметичках польскую реплику итальянской помады Pupa, а самые везучие — тюбик Dior.
Помаду, как правило, использовали до последнего — остатки выковыривали спичкой и наносили на губы. Можно было смешать несколько заканчивающихся помад, растворить их в ложке на водяной бане и получить новый оттенок.
⠀
В 1947 году фабрика «Грим» выпустила знаменитую тушь «Ленинградская» — коробок с чёрным бруском из мыла и сажи и миниатюрной щёточкой. Несмотря на, то что тушь плохо держалась, щипала глаза и растекалась при малейшем попадании воды, она прожила в косметичках советских женщин не одно десятилетие. Упаковка была неудобной — перед использованием брусок следовало намочить, так что картонный коробок быстро раскисал. Щёточку часто меняли на обычную зубную. В результате ресницы после окрашивания превращались в «паучьи лапки» - их приходилось прореживать с помощью иголки. А для большего эффекта перед тем, как нанести тушь, ресницы завивали, прикладывая к глазу нагретую ложку, после чего припудривали и красили. Тушь в привычном нам тюбике появилась только в 1970‑х — это была французская Louis Philippe, которую мечтали заполучить многие женщины.
⠀
Для подводки глаз применяли всё ту же «Ленинградскую», используя вместо щёточки тонкую художественную кисть или заточенную спичку. Годились для стрелок и художественные карандаши «Живопись», которые также применяли в качестве теней — грифель точили лезвием, а полученный порошок наносили на веки. В продаже имелись косметические карандаши отечественного производства, например «Косметика» и «Ресничка», но они были по карману не всем.
⠀
Продавались и тени. Правда, советская «Елена» сильно уступала по качеству польским, которые выпускали в небольших коробочках в форме цветка. Выбор оттенков был невелик — голубой, зелёный, коричневый - лишь в 1980‑е ассортимент пополнился яркими цветами с перламутровым отливом.
В начале 1960‑х фабрика «Свобода» выпустила первую краску для волос «Гамма». Она состояла из двух флаконов: в первый заливали медный раствор купороса или ляпис — водоаммиачный раствор нитрата серебра, а во втором флаконе был проявитель — раствор пирогалловой кислоты. Изменяя концентрацию растворов и порядок их нанесения, можно было получить различные цвета: чёрный, коричневый или слегка рыжий. Правда, у «Гаммы» был существенный недостаток — на солнце волосы приобретали металлический блеск. Позже появились краски получше и более удобные в использовании: «Ирида», «Рубин» и немецкая «Велла». Однако некоторые любительницы экспериментов в домашних условиях готовили свой «оттеночный бальзам», добавив в шампунь чернила.
⠀
В конце 1960‑х мастера фиксировали причёску жидкостью «Красота», которая оставляла на волосах серый налёт. Альтернативой служил крем «Эффект» и лак, который фабрика «Рассвет» производила только для парикмахерских. Знаменитый лак «Прелесть», согласно информации с сайта производителя, появился на полках магазинов в 1970‑х, но долгое время был в дефиците.
В домашних условиях альтернативой были не только пиво и сахарная вода — волосы закрепляли желатином, отваром льняного семени и яичным белком. Для завивки обычно использовали металлические или пластмассовые бигуди с резинкой. Были бигуди, которые предварительно «варили» в кастрюле, затем доставали ложкой и, обжигаясь, накручивали на них волосы.
⠀
Много горя советским модницам доставляли и плойки, которые следовало разогреть и сразу же вынуть из розетки. Иначе плойка перегревалась и жгла волосы. Пышная чёлка за секунды могла превратиться в ёжик — волосы оставались на металлической трубке. Круглых расчёсок для укладки не было, из-за чего тоже приходилось идти на ухищрения. Так, чтобы придать форму модной стрижке «Сэссон», женщины использовали ёршик для бутылок.
К сожалению, ассортимент лаков для ногтей тоже оставлял желать лучшего — оттенков было мало, а сами лаки в большинстве были полупрозрачными. Поэтому для более насыщенного цвета во флакончик добавляли чернила или зелёнку, для блеска — толчёные осколки ёлочных игрушек, мелко нарезанную мишуру или перламутр из расплавленных на огне пуговиц. Кроме того, лаки отечественного производства наносились с трудом, практически не держались и долго сохли. Приходилось носить флакончик с собой, чтобы подкрасить ногти в случае необходимости. Но даже такой непритязательный товар был в дефиците.
⠀
Долгое время в Союзе не выпускали дезодорантов и гигиенических прокладок. Для устранения запахов подмышки протирали одеколоном, присыпали тальком или намазывали кремом для бритья — у него был приятный мятный аромат. Популярны были квасцы — их используют до сих пор. С влагой помогали бороться специальные тканевые вкладыши, которые покупали или делали сами. Их вшивали в рукава одежды с изнанки и спарывали для стирки. Первые дезодоранты появились только в конце 1970‑х — начале 80‑х: «Виола», «Романтика», «Бриз» и другие. У многих из них был резкий запах, который нравился далеко не всем.
⠀
С женской гигиеной дело обстояло ещё хуже. Приходилось использовать вату и марлю, резать отжившее свой век постельное бельё. Первые прокладки советского производства появились примерно в середине 1980‑х и были объёмными и неудобными, без клея и крылышек. Но даже их невозможно было достать: как только прокладки появлялись в аптеках, каждая женщина старалась купить как можно больше упаковок. Никто не знал, когда их «выбросят в продажу» в следующий раз.
О наличии косметики на прилавках советских магазинов до сих пор идут горячие споры. Кто-то утверждает, что «в СССР всё было» — от отечественных лаков для ногтей до французской парфюмерии. Другие рассказывают, как долгие месяцы ждали, когда в продаже появятся перламутровая помада и латвийские духи Dzintars, а потом стояли за ними в огромных очередях. Единого мнения здесь быть не может: доступность косметики, как и других товаров, зависела в первую очередь от места проживания, дохода и, конечно же, связей. Так или иначе, изобретательных советских женщин не вызывает сомнений: не каждая современная модница сумеет нарисовать изящные стрелки без подводки, уложить локоны без лака или собственноручно создать новый оттенок помады.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев