Свияга, в 30 км к югу от г. Буинск.
На 2008 г. - 108 жителей (по переписи 2002 г., чувашей - 52%, русских - 43%).
Полеводство, мясомолочное скотоводство, маслозавод.
Неполная средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известно с 1646 г. В 18 - 1-й трети 19 вв. жители относились к категории государственных, в 1835 – 1860-х гг. - удельных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе располагалось волостное правление, функционировали Никольская церковь (была построена в 1873–77 гг., памятник архитектуры), 2 школы (Министерства народного просвещения и церковно-приходская), мельница, 17 торгово-промышленных заведений, базар по субботам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2577,6 десятин.
До 1920 г. село являлось центром Бурундуковской волости Буинского уезда Симбирской губернии. С 1920 г. в составе Буинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Буинском, с 10.02.1935 г. в Будённовском, с 29.11.1957 г. в Цильнинском, с 12.10.1959 г. в Буинском районах.
Число жителей: в 1795 г. - 744, в 1859 г. - 754, в 1897 г. - 1897, в 1913 г. - 1650, в 1920 г. - 1643, в 1926 г. - 1509, в 1938 г. - 1190, в 1949 г. - 908, в 1958 г. - 684, в 1970 г. - 656, в 1979 г. - 234, в 1989 г. - 134, в 2002 г. - 127 чел.
История появления школы в селе Старые Бурундуки. Одним из наиболее отсталых в экономическом, политическом и культурном отношениях районов Царской России было Поволжье. Здесь, как и в других национальных районах, господствовал феодально-помещичий класс, не признавая национальную культуру и языки и проводя политику христианизации и русификации не русских народов.В народном просвещении эта политика выражалась, прежде всего, в не признании родного языка, как средства обучения нерусских народов, в гонении на их религии. В начале XIX века государство предполагает усилие по изгнанию родного языка из национальных школ, что привело к усилению национального движения.Царское правительство под давлением общественных сил, убедившись в не возможности принудительным путем (насильственное крещение и сожжение культовых сооружений) внедрить православие и учитывая неудачи своей много вековой политики, которая заключалась в игнорировании национальных языков, решило изменить методы идеологического воздействия на не русские народы. К этому побудил его и наблюдавшийся в 60-е годы XIX века в Поволжье усиленных переход не русских народов в мусульманство. Чтобы приостановить или хотя бы ослабить этот процесс, царское правительство и духовенство принимают ряд мер, направленных на распространение православия через миссионеров и учителей из самих не русских народов. С этой целью открывались миссионерские школы. Первыми появились «братские школы». Допускалось в школах печатанье религиозных книг, букварей, но на русском языке. И.Я. Яковлев в 1870 г. разработал чувашский алфавит, составил букварь и другие учебники, перевел религиозную, учебно-методическую и естественно научную литературу, организовал с помощью Ильи Николаевича Ульянова, губернатора Симбирской губернии сельские училища.
Но на 14 лет раньше Иван Яковлев начал обучаться в удельном училище села Старые Бурундуки. Село Старые Бурундуки находится на берегу реки Свияга. Некогда он считалось чувашским с центром в селе Сарыкамыш.
После дворянско-монастырской колонизации Поволжья туда переселились русские. В 1771 году построена церковь.Процесс обучения в удельном училище осуществлялся на русском языке и поэтому был труден для чувашских и татарских детей, не знавших русский язык. В училище господствовал Бел-ланкастерский метод обучения, заключавшийся в том, что старшие дети, проинструктированные преподавателем, обучали младших, так же допускалось применение телесных наказаний. Изучали Закон Божий, краткий катехис, священную историю, чистописание, арифметику.
Училище содержал А.И. Баратвинский, он при этом был священнослужителем в церкви.
Здесь с 1856 по 1859 год обучался Яковлев Иван Яковлевич, впоследствии ставший известным чувашским просветителем, создавший чувашский алфавит, сподвижник Ильи Николаевича Ульянова.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Какими жестокими могут быть дети, когда нет рядом хорошего человека, искренне ими интересующегося. Как повезло, что появился Яковлев!