В картотеке моряков Центрального архива ВМФ (г. Гатчина, шкаф 110, ящик 4) записано: дата рождения - 15.09.1918; наименование военкомата - Сундырский РВК, Чувашская АССР, Сундырский р-н; дата поступления на службу – 1939; наименование воинской части – 1-й Балтийский флотский экипаж, краснофлотец, кок 55 отдельной стрелковой бригады.
В открытых информационных ресурсах ничего, кроме этих куцых сведений, обнаружить не удалось. Попытаемся проследить боевой путь частей, которые указаны в архивной картотеке.
Итак, вслед за старшим братом Петром, призванным на Балтику осенью 1935 года, настала очередь надеть морскую форму и Сергею - его тоже направили на Балтику. Как водится, новобранцы поначалу прибывают во флотские экипажи – так называемые сборно-распределительные пункты. На Балтике их несколько. Под №1 в 1939 году базировался в Кронштадте. Будущих моряков отсюда направляют не сразу на корабли, как правило, распределяют в береговые учебные части, где они получают разные специальности.
Сергей Ильич оказался во флотской школе коков – так моряки называют поваров. Очень важные, незаменимые, уважаемые люди на флоте – коки! Им приходиться готовить пищу в стесненных условиях камбуза в любую погоду. Особенно непросто приходится в штормовую качку, когда посуда слетает со стола, а устоять на ногах, говоря языком моряков, в болтанку, способен лишь сноровистый да не предрасположенный к морским болезным.
После учебы С.И. МИТРОФАНОВА распределили на один из современнейших кораблей – на новый лидер эскадренных миноносцев «Ленинграда», базировавшийся в Таллине. Там и встретил Сергей Ильич Великую Отечественную войну. Первый выход «Ленинграда» в море на задание начался в ночь на 23 июня - на минную постановку на линии Ханко-Осмуссар. Лидер эсминцев не раз привлекался к минным постановкам. За нескольких выходов под обстрелами береговых батарей и бомбовыми атаками немецких самолетов он выставил около 400 мин заграждения. Также своей артиллерией «Ленинград» поддерживал сухопутные части, оборонявшие Таллин.
В эти же дни в числе защитников Таллина находился старший брат Сергея Ильича – Петр Ильич, служивший в Лиепая в 1-ом береговом радиоотряде отдела разведки Краснознаменного Балтийского флота (и о его боевом пути читайте в этой книге).
К концу августа 1941-го стало ясно, что, несмотря на подвиги красноармейцев и краснофлотцев-балтийцев, Таллин удержать не удастся. И начался героический и трагический Таллинский переход через множественные плотные минные поля. Прикрывая крейсер «Киров» и сопровождая повреждённый лидер «Минск», уничтожая береговые батареи противника и обезвреживая мины на море, «Ленинград» 29 августа прибыл в Кронштадт.
А ведь могло случиться так, что корабль «Ленинград», чтобы не сдаться врагу, мог быть уничтожен экипажем – настолько сложна была обстановка!. К счастью, этого не случилось. ( Забегая впёред, отметим что на лидере эсминцев поле войны служил ещё один уроженец нашего посёлка – Виссарион Степанович СОЛОВЬЕВ. О нём читаёте в главе о моряках). Так вот, 10 сентября «Ленинград» прибыл в порт Ораниенбаума для обстрела сухопутных позиций врага, находившихся на подступах к городу. Выпустив за один день до 300 снарядов, мощная корабельная артиллерия заставила немцев отказаться от попытки захватить город. Затем корабль с дальнебойными орудиями перевели непосредственно в Ленинград.
Но тревожнейшая ситуация сохранялась. Теперь через много лет после войны, стало известно, что 13 сентября 1941 года Ставкой Верховного главнокомандующего был утвержден план уничтожения десятков кораблей и судов, которые должны были своими корпусами перегородить подходы к Кронштадту и Ленинграду. В частности, лидер «Ленинград» предполагали уничтожить у входных буев Морского канала. Во второй половине сентября критическая обстановка достигли кульминации, казалось, что германские войска вот-вот перешагнут городскую черту.
В сентябре краснофлотец С.И. МИТРОФАНОВ с экипажем лидера «Ленинград» участвовал в постановке мин, в отражении налетов немецкой авиации. 22 сентября снаряд взорвался возле корабля, были повреждены корпус и механизмы. 12 октября во время ведения артиллерийского огня снарядом пробило корпус, через пробоину затопило топливную цистерну и цистерну питьевой воды. На палубе загорелся пороховой заряд. Пожар удалось быстро ликвидировать. Через пару дней «Ленинград» поставили на ремонт. Вместе с заводскими рабочими сутками работал и экипаж. И уже в первой половине ноября «Ленинград» стал участником сложнейшей операции по эвакуации гарнизона Ханко.
Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград», на котором еще до войны начал корабельную службу краснофлотец С.И. МИТРОФАНОВ.
В Великую Отечественную войну немцы и финны так нашпиговали Балтику минами, что выход в море для наших моряков стал смертельно опасным. И большинство уцелевших кораблей вынуждены были оставаться со значительно сокращенными экипажами в Ленинграде и Кронштадте. Поэтому многие моряков с кораблей, в том числе из экипажа лидера «Ленинград», уходили на защиту блокадного города.
Краснофлотец С. И. МИТРОФАНОВ снова оказался в 1-ом Балтийском флотском экипаже, оттуда убыл в морскую пехоту – в 55-й отдельную стрелковую бригаду, которая обороняла Ленинград и активно участвовала в прорыве блокады. Эта бригада защищала «Дорогу жизни». В дни прорыва блокады она располагаясь на Ладожском озере, на льду Шлиссельбургской губы.
12 января 1943 года войска 67-й армии Ленинградского фронта и 2-й ударной армии Волховского фронта одновременно перешли в наступление. В результате семидневных боев, прорвав укрепленную полосу обороны противника глубиной до 14 км и форсировав Неву, наступающие армии 18 января соединились в районе Рабочих поселков № 5 и № 1, прорвав блокаду Ленинграда.
В этой операции отличилась доблестью и отвагой 55-я морская стрелковая бригада. Для ее бойцов в полевых условиях, под вражеским огнем, готовил еду кок Сергей Ильич МИТРОФАНОВ. 55-я бригада совместно с 34-й отдельной лыжной бригадой, преодолевая упорное сопротивление противника, вышла к Старо-Ладожскому каналу и перерезала фашистам путь отступления.
26 января 1943 года краснофлотец П.И. МИТРОФАНОВ получил тяжелое ранение. Лечился не один месяц, поменял несколько госпиталей: №№ 166, 119, 1155, 1932, 94… Однако медикам не удалось вернуть раненного моряка в боевой строй – в конце апреля 1943-го Сергея Ильича признали «не годным» к военной службе.
Вернувшись в Чувашию, ветеран войны и Балтики работал в колхозе «Новая ж
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев