Имя Дэна Купера известно каждому любителю криминалистики. Немало тех, ему искренне завидует – еще бы, получил все и ему за это ничего не было! С другой стороны, вызывает интерес его судьба. Несмотря на прошедшие с момента его исчезновения 53 года, ни одной сколько-либо стоящей зацепки так и не появилось.
24 ноября 1971-го года в аэропорту Портленда появился мужчина, одетый в черный костюм с плащом. На голове у него была фетровая шляпа. Кто-то потом вспоминал о том, что у него были оттопыренные уши и тонкие губы, но будем откровенны – под такое описание подходил, пожалуй, каждый третий посетитель аэропорта. Этот человек не выделялся среди всех своей одеждой: в те годы так одевались многие. За 18 долларов и 52 цента он приобрел билет на рейс до Сиэтла, и вскоре проследовал на борт самолета. Назвался пассажир вполне распространенным именем – Дэн Купер.
В те времена гражданская авиация не была похожа на сегодняшнюю. Все те, кто писал об этом инциденте часто и с удовольствием вспоминали о том, что при посадке Купера никто не обыскал – металлоискателей в аэропортах еще не было. Но почти никто не вспоминает о такой трогательной «процедуре», как раздача алкоголя не сразу после взлета, а до него. Самолет еще стоял на месте, а Купер, занявший место «18С» попросил стюардессу по имени Флоренс Шаффнер принести ему стаканчик бурбона. Когда Шаффнер принесла алкоголь, Купер положил в карман ее пиджака записку.
Шаффнер была достаточно эффектной девушкой, поэтому сначала не придала этому поступку пассажира какого-либо значения. Заигрывать, в допустимых, разумеется, мерах, законом не запрещено! За время, проведенное в рядах сотрудников компании «Northwest Airlines», Флоренс привыкла к мужскому вниманию, и знала, как отреагировать в такой ситуации – никак. Однако сидящий в кресле мужчина, «тоном, не терпящим возражений», негромко попросил ее прочитать записку. В ней было написало, что в портфеле пассажира находится бомба, которую он, при надобности, готов взорвать. Также в тексте говорилось о том, что это ограбление.
Флоренс села рядом с пассажиром, который спокойным тоном изложил ей суть ситуации. Нужны 200 тысяч долларов в купюрах по двадцатке, а также 4 парашюта – по паре основных и запасных. Флоренс отправилась в кабину пилотов, где передала услышанное капитану воздушного судна. Тот, выслушав стюардессу, попросил ее лишь об одном: убедиться в том, что у пассажира действительно имеется при себе бомба, а не одно богатое воображение.
Купер, услыхав просьбу стюардессу, молча открыл портфель, в котором она увидела, как вспоминала впоследствии, несколько цилиндров красного цвета и кучу проводов. Может быть, это бомба, а, может, и муляж. Проверить, конечно, интересно, но не тогда, когда на борту самолета 36 пассажиров. Капитан рисковать не захотел, поэтому передал информацию на землю. Там решили, что будет лучше, если преступнику поверить на слово и выполнить все его требования. Самолет приземлился в Сиэтле, где все пассажиры (кроме, разумеется, Купера) покинули самолет, а на его борт принесли деньги и парашюты. После этого Купер передал пилотам новые требования.
Эти требования выдавали в нем человека, который, как минимум, если не знаком с авиацией, то точно не гуманитарий. Он велел пилотам лететь в направлении Мехико со скоростью в 320 км/ч, закрылки держать под углом в 15 градусов. Особое внимание Купер уделил высоте: она должна была составлять не больше, чем 3 тысячи метров. Каким образом он собирался убедиться в том, что пилоты его не обманывают? Очень простым, с собой у него был альтиметр (иначе говоря, высотомер). Также пилотам было настоятельно рекомендовано не выглядывать во время полета в салон.
Пилоты в точности выполнили все пожелания Купера. Полет проходил без каких-либо проблем, лишь в кабине пилотов, на приборном щитке, заработала лампа, сигнализирующая о том, что открыт задний трап. Купер по внутренней связи не отвечал, поэтому капитан решил осторожно выглянуть в салон. Впрочем, это можно было делать уже без утайки – салон был пуст! От таинственного преступника остался лишь галстук с зажимом да несколько окурков. Денег в салоне тоже не было.
Что произошло? Истребители, на всякий случай сопровождавшие самолет, никаких парашютистов не заметили. Неужели смог приземлиться? На земле началась обширная поисковая операция, но никто и ничего (никаких улик) найдено не было. Сотрудники ФБР допросили почти тысячу человек, но никакой информации выяснить им не удалось. Купер исчез так же стремительно, как и появился.
Спустя 9 лет, в 1980-м году, в тех местах, где Купер мог приземлиться, двое туристов, отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы, нашли пачку старых, почти полностью истлевших долларов. Как сознательные граждане, они отнесли эти деньги в полицию. Вскоре выяснилось, что это были те самые купюры, которые отдали Куперу. Все, на этом улики исчерпаны.
Некоторые горячие головы поспешили записать Купера в ряды парашютистов – мол, такой прыжок мог совершить только бывший десантник или человек, обладающий ну очень большим опытом прыжков с парашютом. Бывшие парашютисты парировали этот довод тем аргументом, что, по их мнению, совершить такой прыжок мог только идиот или самоубийца, а идиотом Купер точно не был.
Судите сами: ноябрь, за бортом самолета температура -10 градусов, а из одежды на Купере только костюм да туфли. Комбинезон он же не просил. Но даже если допустить мысль о том, что Купер выжил в полете, приземляться ему приходилось в совсем неизвестной ему местности, не исключено, что в воду. Слишком много вопросов и мало ответов.
Конечно же, сотрудники ФБР поспешили составить «профайл» Купера. Получалось, что Купер был неплохо знаком с устройством самолетов Boeing 727 (именно с борта такого самолета был совершен прыжок). Также следователи пришли к выводу, что Купер, ни за что не поверите, здорово нуждался в деньгах и пойти на такой отчаянный поступок его заставила нужда. Весьма занятные и замысловатые доводы.
Как ни странно, но более интересную информацию ФБР принесли любители комиксов. Оказывается, существовал бельгийский комикс об отчаянном пилоте бельгийских ВВС. Этот комикс так и назывался – «Дэн Купер». У нарисованного Купера жизнь была непростой – ему тоже приходилось требовать выкуп и выпрыгивать из самолета с парашютом. Интерес вызывает тот факт, что этот комикс никогда не издавался и не продавался на территории США – только и исключительно в Бельгии.
Возможно, этот комикс и надоумил Купера на столь отважный поступок. А поскольку в Америке комикс найти было невозможно, это наталкивало на мысль о том, что искать вора следует среди тех граждан США, которые когда-то жили во Франции либо Бельгии. Да, совет из разряда «ищи ветер в поле» или «иголку в стоге сена», но это хоть какая-то конкретика.
В последующие годы предпринимались самые разнообразные попытки установить личность человека, который назвал себя Купером. Некоторые энтузиасты продолжают вести поиски этого человека и по сей день. Не смотря на прошедшие с момента угона 53 года, эта история по-прежнему интригует и заставляет задуматься. Задуматься о том, насколько близки, иной раз, сюжеты городских легенд к реальной жизни. Купер давно стал частью фольклора, о нем (точнее, о тех людях, которые могли им быть) написаны десятки книг и снято несколько фильмов. Кто-то называет его человеком, которому удалось воплотить в жизнь мечту тысяч людей, но вопрос о том, остался ли он в живых – по-прежнему открыт.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев