Путь «народного» композитора-баяниста
Крестьянский сын, рожденный уже при советской власти, в 1921 году, в селе Моровск Черниговского района, был крещен в православии. Начальные знания о нотной грамоте получил в местной церкви. Об этом сам Григорий Федорович рассказал в воспоминаниях, приведенных в посвященном ему документальном фильме 2003 года. Православные традиции семьи он связывает с родословной, с происхождением фамилии.
«Род мой пономарей, дед мой в колокольне звонил звонарем»,
- рассказывал композитор.
На фотографиях, которые можно найти на просторах сети, Григорий Федорович часто изображен в обнимку с баяном, который отлично дополняет его образ. Инструмент он начал осваивать ещё в пятилетнем возрасте, мальчишка играл на сельских праздниках.
Подростком, переехав с семьей в Запорожье, Гриша занимался в театральной студии и сочинял под баян мелодии к спектаклям.
В конце 30-х, уже в Киеве, юного талантливого парня принимают в ансамбль НКВД на позицию баяниста. С этим коллективом он прошел всю войну.
Далее музыканта ждала всесоюзная столица. Его пригласили в престижный ансамбль имени Осипова. В начале 50-х он – ведущий баянист коллектива. Казалось бы, карьера шла к своему пику, о чём ещё можно мечтать, однако в один прекрасный момент, как вспоминал сам композитор, он бросил всё и уехал на Волгу.
«Мне вдогонку проклятия были, чудак ты, все в Москву стремятся, а ты Москву бросил, а теперь представьте, если бы я не поехал, не было бы Пономаренко, вот она где жизнь. Вот и поехал я на Волгу, это и была моя народная консерватория»,
- рассказывал композитор.
Из Москвы Пономаренко ехал не «в никуда». Решение было принято после знакомства с Петром Милославовым, хормейстером из Куйбышева. Он предлагает Пономаренко сотрудничество, предлагая должность музыкального руководителя в своём коллективе – Волжском народном хоре.
В Самаре Григорий Федорович живет до 1963 года, пишет песни, участвует в фестивалях, в этот период выходит его первый песенный сборник, творения Пономаренко звучат во всеуслышание. Следующие десять лет жизни композитор провел в Волгограде, где работал с заводским хором.
Однажды ему приходит письмо из Краснодарского края. Отправитель Г. Золотухин – первый секретарь крайкома партии, в послании – признание в любви от жителей Кубани и приглашение на работу: «Вся Кубань Вас поёт, приезжайте к нам».
Руководившая краевым управлением культуры чиновница собственной персоной приехала в Волгоград, чтобы встретиться с композитором лично и «забрать с собой».
С 1973 года Григорий Федорович обрел «вторую родину», так сам композитор называл Кубань. Он обосновался в Краснодаре, где и прожил до конца своих дней.
«Покатил по кубанским станицам, аулам Адыгеи, где мои песни знали, любили, пели. Мне ли не любить тебя, моя Кубань, и всех кубанцев, поющих мои песни, в любую погоду заполнявших концертные залы! Мне не всегда здесь было легко, но несмотря ни на что, я всегда благодарил судьбу за то, что живу в чудесном крае»
, - писал в своих воспоминаниях композитор.
Нет комментариев