О системе образования
Любая система образования, неважно, художественного или общего, всегда очень консервативна и малоподвижна, просто в силу того, что каждый педагог учит следующее поколение даже не так, как его учили в ВУЗе, а как его учили в школе. От этого никуда не деться — взаимодействие учителя и ребенка в момент его психологического формирования закладывает базу на всю жизнь. Редко кому удается критически оценить этот подход и, став педагогом, поменять парадигму. Не все коллеги со мной согласятся, но я считаю, это большой минус.
Кроме того, дети, которые живут сегодня, и дети, которые жили двадцать лет назад, — абсолютно разные. Количество информации, которое может сегодня почерпнуть ребенок в единицу времени, несоизмеримо больше, по сравнению с ребенком того же возраста 90-х годов. И поэтому преподавать так, как раньше, уже невозможно.
Чтобы заинтересовать ребенка, нужно затрачивать больше усилий. В конце концов, мы ведь даем не знания по какому-то предмету — мы воспитываем людей, даем им ключи к самоидентификации, помогаем ответить на вопрос: «где я буду успешным». Когда человек это понимает, он гораздо быстрее развивается. А требовать от него быть успешным во всех областях — это неэффективно.
О мотивации
Раньше почему дети учились музыке? У родителей было представление, что если ребенок учится музыке, он вырастет интеллигентом. «Ты чего куришь в подворотне? Вон, у соседа Митя на виолончели играет».
На бытовом уровне это значило, что у соседа, видимо, все в порядке, раз Митя играет на виолончели. И, очевидно, Митя растет полезным обществу человеком. На это влияли литература, фильмы, которые пропагандировали образы русской интеллигенции. И если ребенок ходит в музыкалку и на коньки, значит, у нас культурная семья.
Сейчас этой мотивации нет совершенно. «Ты что, музыкой будешь заниматься? Зачем тебе музыка? Там же ничего не платят!» И либо ты будешь Мацуевым или Клиберном, и тогда будут концерты, деньги и слава, либо это вообще не нужно.
Многие абсолютно не понимают, что музыкальная карьера — это сумасшедший труд, дикая конкуренция и целый сплав самых разных способностей, необходимых для восхождения по этой лестнице.
О талантах
Количество талантов всегда примерно одинаковое. Бывает, какой-то класс очень талантливый, следующий — не очень, за ним — вообще тишина, все вроде играют, но слушать тошно. А потом вдруг в какой-то год — фейерверк. Где-то природа отдыхает, а потом спохватывается и начинает «подбавлять таланта».
Но если взять любые пять лет, процент по-настоящему одаренных людей в них будет одинаковым.
О музыкальной грамотности
Важно распространить не какую-то абстрактную культуру, а умение понимать музыкальный язык точно так же, как мы распространяем умение понимать русский язык или любой другой. Вот мы владеем языком, значит, у нас есть человеческое общение, мы можем читать книги в оригинале, мы, в конце концов, можем прочесть, что написано на пакете с молоком в магазине. Мы понимаем язык.
С музыкальным языком — то же самое. Перед каждым, кто им владеет, открывается огромное пространство.
Для нас не является проблемой понять, чем отличается Шостакович от Мусоргского. Мы понимаем, почему вот эта кантата Баха написана на момент снятия с креста, а эта — во славу, даже не зная текста. Мы понимаем язык оперы на уровне эмоций, по интонации, так же, как отличаем веселую музыку от грустной. Мы не задумываемся — это действует напрямую на наши чувства. Для этого не нужен талант.
Любого можно научить говорить, только нужно это делать с детства, чтобы не вырос Маугли. То же и с музыкой.
О системе музыкального обучения
Нашу систему лихорадит. Отлаженная система музыкального образования, существовавшая в Советском Союзе, утратила свою эффективность. И не потому, что сама система была плохой — система была отличной. Схема художественного образования «школа — училище — ВУЗ» должна быть сохранена, потому что другого не дано.
Другое дело, что содержание обучения не соответствует времени и не вызывает у детей мотивации. 90% детей не хотят быть профессиональными музыкантами или не представляют, зачем им это надо. И подходы к обучению, таким образом, не совпадают с желаниями детей.
Если они не становятся профессионалами, мы теряем к ним интерес. Если ребенок играют недостаточно хорошо — значит, я не получу грамоту и сертификат конкурса, в котором он участвует, я не буду обласкан администрацией, потому что мой выпускник не поступил в училище, мне не повысят зарплату или я не получу премию, у меня не будет звания.
Система поощрения педагогического труда себя изжила. У людей, которые занимаются воспитанием детей в художественном образовании нет мотивов одинаково заниматься с талантливым ребенком, который хочет быть профессионалом, и с ребенком, который просто хочет узнать язык музыки. И пока эта система не изменится, этот вопрос в стране решен не будет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев