Как болезнь сделала Клару Румянову главным голосом страны.
Ее лицо вряд ли известно широкой публике – почти всю жизнь она провела за кадром. Клара Румянова озвучила около 300 мультфильмов: её неподражаемым голосом говорят Чебурашка, Заяц из «Ну, погоди!», герои «Волшебника Изумрудного города», «Рикки-Тикки-Тави», «Козленок, который считал до десяти», «Кот в сапогах», «Малыш и Карлсон»... Она подарила стране волшебные сказки. Но так случилось, что на склоне лет страна забыла о ней: Румянова умерла одинокой нищей женщиной в совершенно пустой квартире. Хоронить её оказалось некому и не на что. После смерти матери она прервала все отношения с родственниками, а на черный день не оставила ни копейки. Парадокс, но ни одно средство массовой информации не осветило похороны великой актрисы.
На самом деле Клара Румянова, появившаяся на свет 8 декабря 1929 года, должна была стать оперной певицей. Девушка настолько хорошо пела, что все вокруг советовали ей поступить в консерваторию. «Но черт дернул меня отправиться из Украины прямо в Москву, во ВГИК», - рассказала она.
Однако в Москве как-то сразу всё не заладилось. Первое, что случилось в Первопрестольной, — у Клары украли кошелек. В Москве Румянова никого не знала, поэтому все четыре дня, что длились вступительные экзамены и прослушивания, ей пришлось в буквальном смысле слова голодать.
«В последний день мой организм не выдержал, — рассказывала Клара Румянова. — Я прямо перед приемной комиссией упала без сознания. Все сбежались, вызвали врачей. Меня осмотрели и поставил диагноз — голодный обморок. Глава приемной комиссии Сергей Герасимов пошел в буфет, купил мне огромную плитку шоколада и горячий чай с хлебом. Я села в аудитории и тихонечко в уголке всё это съела. Вы не представляете, как было вкусно».
Как выяснилось позже, Герасимов не забыл про Румянову. Ее, первокурсницу ВГИКа, он пригласил в свою картину «Сельский врач» на роль колхозницы...
«По сюжету моя героиня была на последних месяцах беременности, — вспоминала Румянова. — Сергей Аполлинариевич заставил меня пообщаться с настоящим акушером, чтобы он рассказал мне, как и что происходит во время родов. Мне было довольно неловко слушать все подробности. Врач это заметил и спросил: «Девочка, у тебя когда-нибудь животик болел?» Я покивала. «Вот и делай в кадре вид, что он у тебя болит». Ну я так и корчилась перед камерой. Получилось очень правдоподобно».
Здесь же, на съемках этого фильма, Румянова впервые попробовала свои силы в озвучивании. «Когда моя героиня по сюжету уже родила, на площадку принесли малыша. Он был такой спокойный, не хотел реветь. А по сценарию после родов ребенок должен плакать. Герасимов очень нервничал: не заставишь же ребенка плакать, если он того не хочет. Тогда я подошла к нему и говорю: «Сергей Аполлинариевич, давайте, я покричу». Он, как ни странно, согласился. Мне включили микрофон, я прокричала. А тут и малыш решил дать жару. Он тоже покричал. Всё записали. Потом оказалось, что я ребенка перекричала. Моя запись понравилась больше, чем его. С тех пор мой голос стал легендой ВГИКа».
⠀
Трудно поверить, но в детстве у актрисы голос, сегодня знакомый миллионам человек, был очень низким. Когда в военное время она выступала с матерью в госпиталях, раненые смеялись и дразнили ее «девочка с пропеллером, поющая басом»: на голове у маленькой Румяновой был огромный бант.
Студенткой ВГИКа она ездила с концертами в Подмосковье. На втором курсе, после очередной поездки в колхоз, Румянова очень сильно простудилась и заболела воспалением легких. После восстановления оказалось, что голос у нее полностью пропал. Обеспокоенный Герасимов отвел студентку к специалисту по лечению связок, но и он не смог ничем помочь. Оставалось только надеяться на чудо. И случилось невероятное: после нескольких месяцев молчания, голос к Румяновой полностью вернулся, но приобрел иную тембровую окраску: актриса обнаружила, что может разговаривать очень высоким голосом.
После съемок в фильме «Сельский врач» начинающую актрису позвали в «Союзмультфильм», но Румянова была убеждена: не стоит растрачивать потенциал в анимации, если можно играть на большом экране. Однако в дальнейшем она так и не исполнила ни одной главной роли. А один случай из жизни и вовсе стоил ей целой карьеры.
В 1954 году руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев предложил молодой актрисе ведущую роль в своем фильме «Испытание верности». Но, едва прочитав сценарий, Румянова категорически отказалась от предложения. «Мне не нравится ни роль, предложенная мне, ни ваш сценарий. Эта картина обречена на провал», — отрезала она.
Пырьев, на тот момент снявший уже более двадцати кинолент, пришел в ужас. О его сложном характере слагали легенды на киностудии, его боялись маститые актеры, из его кабинета с треском вылетали даже старейшие сценаристы... И тут — выпускница ВГИКа позволила себе такое смелое высказывание по отношению к его сценарию.
Считается, что тогда Пырьев запретил актрисе вообще появляться на «Мосфильме». После этого несколько лет никаких предложений Румяновой не поступало — все знали не только про её уникальный голос, но и про взрывоопасный характер.
Тогда Румянова стала хоть как-то зарабатывать, выступая на концертах. Со своим голосом на сцене она творила удивительные вещи: то пищала, то басила, то восхитительно пела. Как-то с ее голосом сделали целый спектакль! Позже она все-таки сыграла в нескольких фильмах, самой известной из этих работ стала роль попадьи в «Двенадцати стульях» (1971 год), но всесоюзную популярность ей принесли не киноработы, а озвучивание анимационных персонажей. В каждом втором советском мультфильме звучал голос Румяновой, а детские песни в ее исполнении стали настоящими шлягерами. За три десятка лет работы на студии при участии артистки было снято более 300 мультфильмов. К тому же Румянова стала единственной актрисой, удостоенной звания Заслуженной артистки РСФСР за работу в мультипликации. А в конкурсе на лучший голос мировой мультипликации Румяновой присудили первое место.
Конечно, у такой талантливой и красивой женщины поклонников было немало. Но Румянова была не только строгой, но и своенравной.
На одном курсе с Румяновой учились Николай Рыбников и Алла Ларионова, ставшие впоследствии одной из самых крепких семейных пар в советском кинематографе. Но на тот момент Рыбников вообще не замечал Ларионову – он потерял голову от Клары Румяновой и часами дежурил у ее подъезда. Девушка не отвечала на его ухаживания: «Как он может часами просиживать штаны? Конечно, я никогда не стану встречаться с таким дураком», – возмущалась она.
Однажды Рыбников занял у друзей денег и купил для Клары золотые часы. Она же не приняла этот подарок. В ярости ухажер выбросил часы в окно, а после этого ему пришлось несколько месяцев сидеть на одной гречке, чтобы вернуть долги. А эпизод с часами позже вошел в знаменитый фильм с его участием – «Девчата».
Неделю Рыбников не подходил к однокурснице. Но вскоре не выдержал и решил рискнуть последний раз. Надев парадный костюм, он пришел в дом к матери Румяновой, чтобы просить руки ее дочери. Когда Клара узнала об этом поступке, она в резкой форме высказала Николаю свое мнение о нем и попросила забыть о ее существовании.
Спустя 5 лет после окончания института Рыбников женился на Алле Ларионовой и прожил с ней всю жизнь. За 2 года до смерти, когда Рыбников после микроинсульта лежал в больнице, Румянова навестила его и призналась в том, что очень сожалеет о своем отказе.
Однако причины для отказа у Румяновой на тот момент действительно были. Еще в юности она вышла замуж за молодого пианиста. Брак распался через 3 месяца, когда муж поставил ультиматум: либо он, либо кино. Клара тогда была на втором месяце беременности и после расставания с мужем сделала аборт, из-за чего навсегда лишилась возможности иметь детей. Поэтому первокурсница ВГИКА не спешила заводить новые отношения.
⠀
Её вторым мужем стал лучший друг Сергея Бондарчука, актер Анатолий Чемодуров, известный по роли Левашова в «Молодой гвардии». После свадьбы Бондарчук решил сделать подарок молодой актрисе и предложил ей роль княжны Марьи в картине «Война и мир»...
Румянова стала репетировать, но из-за ее дерзкого нрава Сергею Федоровичу пришлось заменить Румянову другой актрисой. Клара Михайловна на правах жены лучшего друга режиссера позволяла себе пропускать репетиции или опаздывать на несколько часов, спорить с режиссером и закатывать скандалы гримерам.
⠀
А вскоре в результате творческой невостребованности у Анатолия Чемодурова начались проблемы с алкоголем, из-за чего брак распался. ««Он сильно пил, — рассказывала Клара Михайловна. — Мне это так надоело, что я решила от него избавиться: купила ему на свои деньги квартиру, отдала свою машину и осталась ни с чем, зато красивая и гордая. Потом вышла замуж за военного. Но он оказался жутким ревнивцем. Хотя я никогда и не думала ему изменять».
За актрисой ухаживали многие известные артисты, по словам Румяновой, в числе ее отвергнутых поклонников был даже Владимир Высоцкий. «На тот момент Высоцкий был с Мариной Влади. Мы не знали ни имени этой женщины, ни откуда она приехала, ни как она выглядит. Но все вокруг шушукались, что у Володьки появилась новая любовь — французская бестия, — вспоминала знакомая Румяновой, костюмер Наталья Бетова. — В это же время Высоцкий бегал за Кларой с утра до вечера, клялся ей в любви, дарил цветы, читал стихи собственного сочинения. Правда, надо заметить, практически всегда он находился подшофе. Румянова всеми силами пыталась его отшить: «Ты слишком много пьешь, у нас с тобой ничего не получится». — «Поженимся — брошу», — уверял ее Владимир Семенович. Но Клара была неприступной. Когда съемки закончились, Высоцкий связался с художником-мультипликатором Вячеславом Котеночкиным и умолял, чтобы тот заменил Анатолия Папанова, который озвучивал Волка из мультфильма «Ну, погоди!». Говорят, Котеночкин по этому поводу собрал худсовет, но Высоцкого категорически отказались утверждать. ... Однажды Клара сказала мне, что Высоцкий посвятил ей одну песню. Я думаю, что она больше придумала это себе. Мало ли кому Владимир Семенович посвящал песни? По-моему, это абсолютно ничего не значило».
«В последнее время про Клару писали в газете, что она одинокий человек, не смогла сохранить ни одну семью, — рассказывала соседка Румяновой, Иветта Иннокентьевна. — Но это не так. Она была самодостаточным и высокомерным человеком. Она часто повторяла, что никогда не станет жить с кем попало. Ей нужен человек ее уровня. И главное условие — ее мужчина должен был быть ярым сторонником коммунистических идей. Такие ей не попадались. В нее влюблялись многие режиссеры, оперные певцы и даже космонавты, но все предложения она отвергала. И в результате осталась одна, без семьи и детей».
⠀
После того, как распался Советский Союз, и закрылся «Союзмультфильм», Румянова осталась без работы и переживала тяжелейшую депрессию. Умерла ее мама, и актриса осталась совсем одна.
В то сложное время многие артисты были вынуждены приспосабливаться к новым условиям и искать другие источники выживания. Румянова всячески отказывалась от рекламных предложений и осталась верна искусству. Одна из ее последних работ — цикл пьес под названием «Имя мне — женщина» — посвящена судьбам великих соотечественниц.
⠀
Последние несколько лет жизни Румянова, не имевшая ни близких, ни родных, страдала от тяжелой болезни. У нее началась страшная аритмия, она часто падала в обморок, а также пережила клиническую смерть. К тому же у нее диагностировал рак молочной железы, но ни денег, ни сил бороться с болезнью у нее не было. Клара Румянова часто говорила знакомым о желании покончить с собой. Она не смотрела телевизор, не слушала радио, не выходила из дома и повторяла о том, что не видит смысла в жизни. На просьбы журналистов об интервью, отвечала: «Да кому это интересно? Меня, поди, уже никто и не помнит. Фильмы с моим участием проходят незамеченными, а мультфильмы, которые я озвучивала, уже много лет не демонстрируют по телевидению».
За артисткой ухаживала ее соседка.
Однажды, когда она пришла навестить Румянову, то обнаружила, что та лежит на полу. Ночью женщина упала с кровати, но самостоятельно подняться не смогла, так и пролежав до утра на холодном полу. После этого актриса заболела пневмонией, организм не выдержал, и ее не стало. Она не дожила до своего 75-летия один месяц.
Клара Румянова была похоронена на Донском кладбище. На прощании присутствовали только генеральный директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина и народный артист России Николай Бурляев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев