Кому-то зарубежный путь Михаила Чехова кажется ярким: актер играл в спектаклях великого немецкого режиссера Макса Рейнхардта, собирал полные залы в Париже, преподавал в Англии, наконец, создал в Голливуде успешную актерскую школу, в которой учились Юл Бриннер, Энтони Куинн, Клинт Иствуд, Мэрилин Монро! Однако дневниковые размышления Чехова той поры полны горечи, разочарования в том, как обстоит дело в театре европейских стран и США. Ни одной значительной новой роли не сыграл он со времени отъезда из СССР, только повторял свои партии московских времен: Мальволио в «Двенадцатой ночи», Хлестакова в «Ревизоре», короля Эрика в «Эрике XIV», Калеба в «Сверчке на печи». Но именно в годы скитаний по разным странам Чехов писал книгу, в которой сформулировал принципы своего метода, — «О технике актера». Сегодня она обязательна к прочтению для любого актера, режиссера, историка театра, как «Работа актера над собой» Станиславского
(29 августа 1891г. - 1 октября 1955 г.)
О Михаиле Чехове известно намного меньше, чем о его знаменитом родственнике – писателе Антоне Чехове. До середины 1980-х гг. его имя на родине было предано забвению, так как в 1930-х гг. он покинул Россию и переехал в США. Несмотря на то, что ему удалось там достичь значительных успехов и основать в Голливуде актерскую школу, его жизнь в эмиграции скорее можно было назвать выживанием.
Михаил Чехов был сыном старшего брата Антона Чехова Александра. Он родился в 1891 г. в Петербурге. В 1907 г. он поступил в театральную школу им. А. Суворина, по окончании учебы был принят в труппу Суворинского театра, а через год К. Станиславский пригласил его в труппу МХТ. Его самой знаменитой ролью стал Хлестаков в постановке «Ревизора» Станиславского и Немировича-Данченко. Михаила Чехова даже называли одним из лучших исполнителей этого образа. После премьеры спектакля в «Вестнике театра» опубликовали рецензию, где говорилось: «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история «Ревизора» на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь». Высокие оценки критиков и зрителей заслужил также Гамлет в его исполнении.
В это же время состоялся и кинодебют актера – он сыграл роль Михаила Романова в фильме «Трехсотлетие царствования дома Романовых» в 1913 г., а затем было еще несколько работ в немом кино. Несмотря на заметные успехи в профессии, Михаил Чехов часто страдал депрессивными состояниями – его постоянное недовольство собой и излишняя драматизация всех жизненных ситуаций приводили к нервному истощению. Нередко он даже срывал репетиции в театре, однажды ушел, оставив записку Станиславскому о том, что причиной этого была «вспышка нервной болезни, которой страдал уже два с половиной года».
Сценические образы Михаила Чехова
В 1918 г. Чехов открыл частную актерскую студию, занятия в которой спасли его от депрессии. Спустя еще 2 года он начал преподавать в студии Пролеткульта и в студии имени Федора Шаляпина, а затем возглавил Первую студию МХТ. В 1926 г. там начались конфликты, которые привели к расколу в театральной труппе. Обстановка с каждым годом накалялась, и Чехов даже подавал заявление об уходе из театра, но его не поддержали.
Однажды на гастролях театра в Праге побывал чешский писатель Карел Чапек, который писал с восхищением: «Как воздать должное этому тончайшему интеллигентному уму, этому актеру, некрасивому, обладающему щуплым, худым тельцем, который в течение целого вечера, выступая на чужом для нас языке, в чужой для него, иностранной пьесе, смог проявить себя столь необыкновенно, стать из ряда вон выдающимся явлением. Я видел много действительно вдохновенных актеров. Их высшим искусством было умение убедить вас, что под оболочкой тела их героев, где-то внутри их, скрыта напряженная душевная жизнь. У Чехова нет никакого «внутри», все обнажено, ничего не скрыто, все импульсивно и резко, с огромной динамикой выливается в игру всего тела, всего этого тонкого и дрожащего клубка нервов».
В 1928 г. Чехов выехал за границу, в Германию, где участвовал в 3-х театральных постановках. У местной публики он пользовался большим успехом. Однажды после премьеры спектакля Чехов получил телеграмму от знаменитого австрийского писателя и драматурга Гуго фон Гофмансталя: «Вы – прекрасный немецкий актер и обещаете очень многое, поздравляю Вас и нас». Начиная с 1929 г., актер начал сниматься и в зарубежном кино. Он пробовал свои силы и в качестве режиссера, и местная пресса называла его постановщиком европейского масштаба.
Михаил Чехов с группой артистов своего театра в Париже, 1931
В 1930 г. Михаил Чехов переехал в Париж и занялся там театральными постановками в качестве режиссера. Однако очень скоро он почувствовал разочарование, о чем писал: «Я не люблю вспоминать парижский период моей жизни. Весь он представляется мне теперь беспорядочным, торопливым, анекдотическим. Увлеченный ролью «идеалиста», я с первого же дня хотел видеть последние достижения и несся вперед, спотыкаясь о препятствия конкретной действительности».
В 1932 г. Чехов оправился в Ригу, где занимался актерской и режиссерской деятельностью, а также преподавал актерское мастерство в Литовском государственном театре. Еще через 3 года он переехал в Англию, где открыл студию актерского мастерства.
В 1939 г. Михаил Чехов переехал в Америку, где поставил спектакли «Двенадцатая ночь», «Сверчок на печи» и «Король Лир» и занялся подготовкой труппы артистов для постановок спектаклей на Бродвее. В 1945 г. за роль в фильме «Зачарованный» он был номинирован на «Оскар» и премию Общества театральной кассы «Голубая лента».
После первого же знакомства с Голливудом Чехов писал: «О, какой это не художественный, жестокий и бездарный мирок!». Актер сыграл в 10 фильмах в Голливуде, однако его дневниковые размышления об этом периоде жизни были полны горечи и разочарования: «Моя жизнь скучна, проста и однообразна. Оно и лучше. Работы в фильме сейчас нет. Хоть она скоро и нужна будет, а все-таки не хочется думать о ней. Так много хорошего видел и пережил в театре на своем веку, что фильм, с его грубыми и глупыми людьми никак заинтересовать не может». Тем не менее в Голливуде Чехов добился признания и высоких гонораров.
Михаил Чехов в фильме
" Ирландская роза"
Чехов был одним из первых, кто представлял систему Станиславского в Америке, пользовавшуюся там в 1945-1955 гг. большой популярностью. В его студии занимались звезды Голливуда, среди которых были Грегори Пек, Мэрилин Монро, Энтони Куинн, Ингрид Бергман, Юл Бриннер и Клинт Иствуд. На Западе метод Чехова оказал значительное влияние на технику актерского мастерства. Говорили, что именно благодаря Чехову раскрылся талант Мэрилин Монро: многие коллеги ставили под сомнение ее профпригодность, а система актерского мастерства Чехова позволила сделать ей успешную кинокарьеру.
---
| Личная жизнь
Михаил Чехов впервые женился в 1914 году. Его избранницей стала Ольга Чехова, известная в театральных кругах под первой фамилией Книппер. К ней после бракосочетания она добавила вторую. Девушка приходилась племянницей жене Антона Чехова.
Кроме дочери Ольги, детей у супругов не было. Как и родители, девушка предпочла творческую деятельность, став актрисой. Личная жизнь с Ольгой не сложилась, и Михаил покинул жену в 1917 году.
Второй раз мужчина сочетался браком с Ксенией Циллер, немкой по происхождению.
---
В последние годы жизни Чехов работал над книгами «О технике актера» и «Жизнь и встречи», в которых систематизировал весь свой опыт работы в театре.
30 сентября 1955 г. Михаил Чехов ушел из жизни, и в некрологах писали о том, что «мировой театр потерял одного из крупнейших изобразителей сложных человеческих эмоций».
| Причиной смерти стал инфаркт миокарда. В это время Михаил Чехов жил в США, поэтому отпевание и захоронение урны с прахом прошло в Лос-Анджелесе.
Актриса Елена Юнгер, рассказывая о своих встречах с Чеховым, вспоминала, что однажды он ей признался:
«Знаете, я сейчас переживаю самую огромную, самую страстную и самую безнадежную любовь своей жизни... я влюблён в русский театр».
Несмотря на успех и признание за рубежом, в эмиграции он так и не нашел своего места и до конца дней тосковал по родине и чувствовал себя чужим в США.
Его могила расположена на кладбище Форест-Лон Мемориал.
#29августа
Нет комментариев