И все же артистическое искусство, окружающее Марка с детства, никак не повлияло на его будущее… Галлая всегда тянуло к небу! Он получил два образования: техническое в Ленинградском политехническом институте и летное — в Школе пилотов ленинградского аэроклуба. Какое-то время Марк Лазаревич трудился токарем, позже работал инженером в ЦАГИ, а в сентябре 1937-го Галлай наконец занялся делом всей жизни, став лётчиком-испытателем.
Когда началась Великая Отечественная война, Марк Лазаревич примкнул к истребительной эскадрильи, которая защищала небо Москвы. 22 июля 1941 года случился первый ночной налёт на город. В этом жестоком противостоянии Марк Лазаревич сумел ликвидировать фашистский двухмоторный бомбардировщик «Дорнье-215», за что получил свою первую серьезную награду — орден Красного Знамени.
Во время боевых вылетов Галлая случалось всякое. В феврале 1942-го нацисты подбили один из моторов его самолёта, однако Марк Лазаревич смог дотянуть машину до базы на одном моторе! А в июне 1943-го противник сбил самолет Галлая в районе Брянска. Но он выжил. Вместе со штурманов Марк Лазаревич отыскал на оккупированной земле партизан из Рогнединской партизанской бригады и вскоре вернулся на линию фронта.
Об этом страшном случае Галлай вспоминал в своей книге «Испытано в небе»:
«Никто, кроме одной из неизбежных на войне случайностей, не виноват в том, что в полётах на дальние цели мне не очень повезло: в некую прекрасную лунную ночь наша машина была сбита в тылу противника, за сотни километров от линии фронта. Не будь на свете брянских партизан, трудно предсказать, как бы мы вернулись домой и вообще как обернулась бы вся наша дальнейшая, по-видимому, весьма недолгая, судьба».
Серьезная травма позвоночника, которую Галлай получил во время падения горящего самолета, не прошла бесследно. Врачи твердили в один голос: «Летать запрещено!». Но Галлай не хотел даже слышать об этом. Он не мог отсиживаться в лечебнице, пока его побратимы отдают жизни, сражаясь с нацистами. Чтобы хоть как-то избавиться от болей во время полетов, Марк Лазаревич надевал специальный корсет.
В военные годы Галлай неустанно трудился в Лётно-исследовательском институте. Ему довелось проверять мощь третьего опытного образца реактивного истребителя МиГ-9, трофейного реактивного истребителя Ме-163 и дальнего бомбардировщика Ту-4. Марк Лазаревич любил свое дело, но в 1950-м его настигла волна антисемитизма. Галлая уволили из ЛИИ, которому он отдал почти 10 лет жизни.
«Борьба с космополитизмом» не давала евреям спокойно сделать вдох. Казалось, что карьеру Галлая уже никто не сможет спасти. Но верные друзья не оставили Марка Лазаревича в беде. Благодаря Валентине Гризодубовой, первой женщине, удостоенной звания Героя Советского Союза, Галлай получил работу лётчика в НИИ-17.
С 1953-м Галлай — лётчик-испытатель в ОКБ В. М. Мясищева, где провел полные испытания стратегических бомбардировщиков «3М» и «М-4». К слову, к своим машинам Марк Лазаревич относился с удивительным трепетом.
В день испытательного полета он всегда приходил на работу на несколько часов раньше. Это время он проводил рядом с самолетом — гладил его и неустанно говорил с ним. Сам Галлай объяснял, что в этих разговорах просил «железного друга» не подвести в воздухе.
Заслуги Галлая не остались незамеченными. В 1957 году Марк Лазаревич получил звание Героя Советского Союза «за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники». Спустя год Галлай ушел в запас. И, если вы подумали, что на этом достижения Марка Лазаревича закончились, вы очень ошибаетесь! Именно в этот жизненный период Галлай прыгнул выше покоренного неба — в космос!
По личному приглашению Сергея Павловича Королёва Галлай начал работу в ОКБ-1 на должности инструктора-методиста по пилотированию космического корабля. К слову, такой пост создали специально для Марка Лазаревича! О том, как Герой Советского Союза работал с «гагаринской шестёркой», рассказала его правнучка Анна:
«Горжусь своим легендарным прадедом, делюсь воспоминаниями.
И всегда рассказываю историю, что фразу «Поехали!» придумал он и произносил перед занятиями космонавтов на тренажере. Юрий Гагарин ее запомнил — и сказал перед полетом. Дома у нас хранится «повязка-вездеход». Ее обладатели последними уходили со стартовой площадки в бункер управления пуском на космодроме. После возвращения Гагарина на ней расписались и он, и Королев, и Келдыш, и Ивановский».
Марк Лазаревич уделял время и преподавательской деятельности. Его лекции посчастливилось слышать студентам Школы лётчиков-испытателей, Московского авиационного института и Академии Гражданского воздушного флота.
Галлай написал около 30 научных работ, защитил докторскую диссертацию. В 1994-м Марк Лазаревич стал профессором. Также Галлай любил литературное дело — опубликовал немало книг. И даже состоял в Союзе писателей СССР!
Несмотря на все заслуги, Галлай всегда оставался скромным человеком. «Тебе крупно повезло, Марк! Ты ещё сам не до конца понимаешь, как чертовски тебе повезло!..» — начинал свою книгу Герой Советского Союза.
Марка Лазаревича Галлая не стало 14 июля 1998 года в возрасте 84 лет.
#14июля
Нет комментариев